м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Адаптация к школе: роль учителя

Адаптация к школе: как хорошо учиться?Российская школа состоит из трех ступеней. Это начальная школа (с 1 по 3 или 4 класс), средняя школа (с 5 по 9 класс) и старшая (10 - 11 классы).
Привыкание к новым ступеням обучения.
Каждая из них требует от ученика перестройки как внутренней, так и внешней деятельности. У старшеклассников адаптация к школе проходит обычно мягче, чем в младших возрастах. По крайней мере, так может показаться со стороны родителям, так как подростки 15-17 лет организовывают свою школьную жизнь сами. Тем не менее в любом школьном возрасте ребёнку требуется сопровождение взрослого: родителя и учителя. О роли родителя мы писали в статье "Адаптация к средней школе".
Рассмотрим теперь привыкание к школе с точки зрения роли в ней других взрослых - учителей.
Начальная школа.
Первокласснику необходим учитель как, условно,внешний контролер: взрослый помогает саморегуляции - вовремя остановит, вовремя переключит на другую деятельность, вовремя даст отдохнуть, скажет что отдыхать рано, подскажет что важно, а что второстепенно, скажет, что можно, а что - нет, разъяснить последствия поступков.
Средняя школа.
Пятикласснику учитель нужен скорее как внутренний контролер. Это человек, который называет то, как ты себя чувствуешь, то, что ты делаешь, задает вопросы о значениях, начинает разговоры на личностно значимые для ребенка темы, обращает его внимание на внутренний мир других людей (персонажей книг или одноклассников).
Старшая школа.
В старших классах пресловутый "контроль" уходит полностью во внутренний план самого подростка. Теперь попытки его "овнешнения" будут вызывать протест. Активность в этом возрасте далеко не всегда проявляет учитель.
Наоборот, это ученик активно ставит под сомнение субординацию, отражает поведение взрослых, затевает споры и настаивает на своем мнении, сопротивляется манипуляциям.
Учитель же, в некотором смысле, оплот стабильности и модель самостоятельности. Его понимание предмета, пользы, его требования, его оценки не зависят от сомнений ученика. Учитель - тот человек, с кем возможен диалог. В подростковом возрасте выбор человека, у которого "учишься жизни", уже шаг к необходимой сепарации (отделению) от семьи, шаг к самостоятельности.

Адаптация к школе успешно происходит в том числе тогда, когда каждый взрослый занимает такую позицию по отношению к ребёнку, которая необходима ему именно на этом этапе.

Помочь ребёнку взять полезную ему долю ответственности на себе - это цель тренинговых занятий "Учиться на 5+". Здесь дети формируют отношение к себе как к исследователю, более того - успешному исследователю. Именно этот образ себя способствует здоровой адаптации к школе.

Саранцева Анна Мария, психолог Центра тренинга и консультирования "12коллегий".