м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Адаптация к средней школе

Адаптация в средней школе - важный этап для эффективного обученияПосле завершения начальной школы для десятилетних мальчиков и девочек начинается сразу два новых периода. Первый – подростковый – связан с изменением тела и новыми потребностями (например, знать о самом себе, общаться со сверстниками). Второй – адаптация в средней школе. Изменяется статус ребенка, круг общения и вырастает ответственность, которая ложится на его плечи.

В пятом классе ключевым моментом становится самоорганизация и интерес к учебе. Особенно важными становятся отношения с одноклассниками: отдельно с мальчиками, отдельно с девочками. Уроки и выполнение домашнего задания больше основываются на обосновании мнения и меньше – на повторении. Подростку, хоть и раннему, необходим его личный смысл в том, что он делает.

Своевременной будет в этот период следующая помощь:

  • рассуждения вместе с родителями о том, зачем учиться, как отличить нужное от ненужного
  • разговор о том, что учитель может быть не всегда прав, и от него можно защищаться (особенно это важно когда учитель склонен давить на стыд и чувство вины, называть «балбесом», «идиотами», называть ошибки «глупыми»)
  • совместное составление расписания звонков/уроков/кружков
  • поддержать ребенка, чтобы он сам нашел и выбрал кружки (особенно, если не складываются отношения с одноклассниками)
  • создание ситуации, когда ребенок делает уроки сам, однако подходит с вопросами к маме или папе
  • поощрение вопросов и про уроки, и мировоззренческих

В одиннадцатом классе окончательно ответственность ложится на плечи подростка. Теперь он сам ищет дополнительное образование, впитывает его, занимается самоподготовкой. Кроме того, он должен сейчас выбирать профессию и ВУЗ. Родитель может

  • снижать напряжение (рассказывать о том, что этот выбор – не выбор всей его жизни, а выбор в конкретный момент; есть много возможностей это решение изменить)
  • действительно вместе с ребенком найти возможности изменить потом это решение
  • обеспечить подростку хорошую профориентационную диагностику
  • помочь устроиться на первую работу/практику в той профессии, которую он хочет выбрать
  • подчеркивать успехи и ум
  • «отражать поведение»: без оценки, без интерпретации время от времени рассказывать ребенку о том, что он делает сейчас (например, вместо «ты много отдыхал, пора позаниматься» спросить «тебе удалось отдохнуть?»/ «есть сложности с уроками? Я могу чем-то помочь?»)

Помните, каким бы заносчивым ни выглядел подросток, ему важно научиться видеть, за что он может собой гордиться. Увидеть это ему помогают люди, которые хорошо знают его: родители, братья и сестры, друзья, одноклассники. Подросток чувствителен к словам о нем.

Адаптация в средней школе происходит два раза: в пятом классе и в десятом классе. Как бы ни хотелось, чтобы ребенок становился самостоятельнее, на этом пути ему нужен взрослый и поддержка родителей уместна.

Переход в эти классы – настоящий вызов, на который приходится отвечать личностным ростом. Помогают в нем и психологи. Тренинги и групповые занятия повышают эффективность обучения в школе и позволяют по-новому увидеть на себя.

Саранцева Анна Мария, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».

Подробнее о тренингах для школьников здесь.