м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Адаптация пятиклассника

Адаптация пятиклассника: этапы и помощьВ школу человек идет три раза. В первом классе он переступает порог школы впервые. Затем, в пятом классе, он поступает в среднюю школу. И, наконец, в конце девятого класса он решает, как продолжать обучение и может выбрать старшие классы школы.

Ключевой, переломный процесс в школьной жизни– это адаптация пятиклассника. Она сопряжена с многими трудностями. Здесь часто требуется поддержка родителей, с другой стороны – необходимо передавать ответственность ребенку.

В пятом классе многое меняется. Учитель теперь не один, за поведением на перемене, общением с одноклассниками и отдыхом следит сам ученик. Он распределяет свое время между путем до следующего кабинета, едой, вопросами к учителю, подготовкой к уроку и т.д. Процесс получения знаний в большей степени по-прежнему на педагоге.

Однако, к трудностям перехода в другое здание, к другим учителям добавляется перестройка организма и психики. В одиннадцать лет девочкам и мальчикам приходит время формировать «образ Я» - целостное представление о своих интересах, умениях, возможностях и, самое непростое, - о своих реальных привычках.

Поддержать ребенка в этот момент можно несколькими способами:

  • подчеркивать достижения

  • поощрять за выполненные дела

  • давать много обратной связи – описывать, как именно он делает

  • дать возможность попробовать себя в разных делах

  • подчеркивать его эмоции, называть их

Поддержать в школьной жизни можно общаясь с ним, разделяя его переживания, рассказывать о том, как вы сейчас справляетесь с делами.

Важно помочь ребенку переструктурировать свой школьный быт: составить вместе расписание уроков, звонков, дня. Обсуждать, какие именно требования у разных учителей. Искать способы проявлять свои способности, знания и интересы во время ответов.

Поддержать участие в самодеятельности – означает помочь найти сверстников, близких по духу. И тех, кто оценивает вне школьной успеваемости. Если ребенок учится с трудом, а отношения с одноклассниками не складываются, то театральный кружок может оказаться лучше поддержкой. Здесь можно дурачиться и не обязательно быть самым успешным, здесь много сверстников и принимают таким, какой ты есть.

Хорошо помогают отдохнуть и найти поддержку развивающие тренинги (о них вы можете прочитать здесь) и поездки в детские лагеря.

Отдельная особенность подготовки к пятому классу – восполнение пробелов в предметах. Это лучший момент для подобной работы: материал еще не велик, мозг ребенка развивается и готов впитывать, пройденный материал необходим, а опыт учебных неудач еще не велик.

Занятия с репетитором помогут ребенку почувствовать себя более уверенно. А ведь за ленью и скукой часто прячет именно боязнь неуспеха, поражения.

Адаптация пятиклассника – процесс многогранный и непростой. Однако он может быть увлекательным и принести много плодов, которые можно пожинать вплоть до защиты диплома, если заниматься с ребенком: помочь поверить в себя и почувствовать свой личный вкус к познанию.

Саранцева Анна Мария, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».

Подробнее о тренингах и детском лагере можно прочитать в наших статьях.