м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Зачем нам интеллект?

Человек...

В чем его уникальность?

Говорят в том, что он может осмысливать происходящее вокруг и внутри него.

Спросите себя: Какими ресурсами (силами), я как человек обладаю? И вы дадите себе примерно такие ответы: сила, здоровье, семья, умение считать, писать, играть на музыкальных инструментах, умение плакать (то есть, умение чувствовать, испытывать эмоции, переживать). А самым первым в этом списке неизменно оказывается ум или интеллект. Именно так отвечали и подростки в нашем исследовании их представлений о собственных способностях и ресурсах. Почему же так происходит? Давайте разбираться вместе.

Что для нас ум, интеллект?

Считается, что интеллект – это система так называемых общих способностей, базовых предпосылок для развития других уникальных специфических способностей. Так самые успешные спортсмены оказываются самыми умными из спортсменов. Виртуозные музыканты, художники, артисты умнее, чем их не столь замечательные и талантливые коллеги. Даже более умные рабочие трудятся гораздо эффективнее и с меньшим количеством ошибок, чем менее интеллектуально развитые. Известно также, что люди, которые постоянно занимаются интеллектуальным трудом (ученые, преподаватели ВУЗов, исследователи) живут дольше, чем люди, не дающие нагрузку своему мышлению. Так средняя продолжительность жизни ученых физиков (мужчин) – 86 лет, хотя сейчас средняя продолжительность жизни мужчины в России не достигает 55 лет. Во многих исследованиях доказано, что люди, стремящиеся к развитию интеллектуальных способностей, меньше болеют, легче переносят обострение хронических заболеваний.

Можно сказать, что интеллект – инструмент, который позволяет нам выстраивать жизнь такой, какой мы хотим, чтобы она была, позволяет видеть возможности, которые не сразу бросаются в глаза, помогает выбирать.... А если обратиться к официальным определениям, то наиболее точным и понятным является определение М.А.Холодной: «это способность к такой организации частных функций познавательной активности, при которой заданная цель (проблема) может быть достигнута наиболее эффективным образом. Эффективность оказывается тем выше, чем ниже затраты временных ресурсов. Эффективность и является мерой интеллекта»

Как же овладеть своим потенциалом, как развить интеллект?

Путь, казалось бы, общеизвестен, но от этого он не становится ни проще, ни короче. Этот путь – образование. Сегодня обязательным условием для становления успешного человека оказывается окончание школы и получение высшего образования. Со мной могут поспорить люди, которые скажут: А я знаю людей, которые добились успеха (в том числе и коммерческого), не имея высшего образования! Да, действительно, такое возможно. Но это скорее исключение из правил, чем правило. Именно поэтому такие люди заметны. И, строго говоря, люди, добившиеся успеха без образования, не опровергают сказанного выше. Если мы сравним их уровень интеллекта с уровнем людей, обладающих таким же образованием (только школа, ПТУ, техникум и т.д.), понятно, у кого из них интеллект окажется выше. Но вернемся все же к обучению. Школа решает задачу насыщения юных голов знаниями и иногда (к сожалению, нечасто) обучает мыслить, искать решения, исследовать, обозначать проблемные области, ставить цели и задачи. В ВУЗах эта задача выходит на новый уровень – формирование парадигмы мышления, формирование умений выстраивать доказательную базу, критиковать, формировать эксперимент и не бояться получить неожиданный результат. Получение образования является очевидным условием формирования интеллекта. Однако же далеко не единственным.

Ведь до школы ребенком и его умственным развитием необходимо заниматься не меньше (как минимум), чем в школьном возрасте. В раннем детском возрасте (это возраст до трех лет) развитие малыша зависит от активности взаимодействия его родителей с ним, от количества физических нагрузок, от количества общения с ним, от разнообразия среды, в которой он растет и речевой активности (тех, кто окружает ребенка и его посильной собственной). И все это должны обеспечить ребенку в первую очередь родители, а только потом детские сады и пр. В дошкольном возрасте (от четырех до шести лет) развитие интеллекта связано с разнообразием сенсорных стимулов, то есть в окружающем мире должно быть множество разнообразных, интересных для ребенка, вещей, событий, людей. Так же важна физическая активность ребенка и его активное общение со сверстниками и взрослыми.

А достаточно ли факта обучения в школе (детсаду, ПТУ, ВУЗе и т.д.), чтобы оценивать интеллектуальное развитие? А ведь есть люди, которые всерьез утверждают, что никакого развития вообще нет! А есть только генетический набор, с которым ты родился, и не в твоих силах его изменить. Мол, с чем родился, с тем и живи! Яблочко от яблони...! И т.д. К счастью таким людям у нас есть, что возразить. Эксперименты с близнецами (которые обладают равным генным набором), разлученными в детстве и помещенными в разные условия, неопровержимо доказали огромную роль условий, среды в развитии интеллекта. Однако эти же (и многие другие) эксперименты показали еще один важный для понимания интеллектуальных возможностей человека факт. А именно: генетически человеку задается не уровень интеллекта, а некий коридор, в котором этот уровень будет у человека существовать. А вот в каком именно месте этого коридора человек окажется (остановится) зависит уже от прижизненных условий, в которых он (ребенок) будет расти и развиваться.

Таким образом, в оценке интеллекта важны две стороны: наследственность (у мальчиков при этом интеллект задается только материнскими генами, а у девочек материнскими и отцовскими поровну) и условия среды, в которой находится ребенок.

Следующий вопрос: Как понять умный ли ты?

Мы живем в мире, где «умность», интеллектуальность является очень важным фактором успешности. Начиная с самого раннего возраста нас постоянно оценивают (насколько мы хороши). Все родители хотят, чтобы их ребенок был красивым, здоровым, умным, с сильным характером, способным добиваться поставленных целей. Если красота и здоровье родителями принимается как данность (есть – замечательно, нет – зато есть что-то более важное), то ум и сила воли являются тем, что родители не безосновательно относят к тому, что может быть развито в процессе жизни.

Что является обыденными, жизненными, критериями «умности» человека? Ниже дан неполный, но достаточный список признаков ума или глупости.

  • учится плохо (низкие оценки) – глупый;
  • мало читает – глупый;
  • если ребенок занимается больше спортом (особенно футболом, хоккеем, боксом, тяжелой атлетикой), чем уроками – глупый,
  • если этот спорт теннис или шахматы, то ребенок сразу же становится умным, по мнению окружающих;
  • говорит грамотно (развернутые предложения, нет слов паразитов, быстро и четко формулирует мысль) – умный;
  • вежливый – умный;
  • легко поддерживает разговор на разные темы и с разными людьми (со взрослыми в том числе) – умный;
  • если задает много уточняющих вопросов – глупый;
  • если девушка блондинка – глупая;
  • красится, много говорит о красивых вещах, о моде – глупая;
  • признает свои ошибки – умный;
  • хорошие результаты «тестов» интеллекта в глянцевых журналах, состоящих из 10-20 иногда 30 вопросов – умный;
  • хорошая память – умный;
  • нарушает правила поведения (принадлежит к неформальным объединениям: панки, эмо, или демонстрирует «плохое» поведение) – глупый...

Но так ли это? Разве мы не знаем умных блондинок, двоечников Эйнштейна и Лобачевского, глупых теннисистов и умных боксеров, умных модельеров, которые только и говорят о моде? А что является более объективными, весомыми критериями в оценке интеллектуальных способностей человека? Ниже приведем признаки, которые учитывают эксперты-психологи при оценке интеллектуального уровня в процессе наблюдения.

  • если человек верно понимает метафоры, сравнения, верно трактует пословицы и поговорки, нюансы значений, то вероятно он умен;
  • если человек понимает и использует в своей речи сложные грамматические конструкции (с деепричастиями, причастиями...), то вероятно он умен;
  • если человек способен и стремится решать задачи (в том числе и жизненные) разными способами, то можно говорить о гибкости ума и высоком интеллектуальном уровне;
  • если человек четко планирует свою деятельность, то скорее он умен;
  • разнообразие интересов и увлечений тоже говорит о неординарном уме;
  • если человек достигает высоких результатов в разных областях, то можно предполагать, что он умен.

Несмотря на то, что эти критерии являются более точными и объективными, чем предыдущий список, оценить интеллектуальный уровень человека, основываясь на них, может только специалист, профессионал, обладающий достаточным опытом. Вообще, если вам важно знать точно, каков ваш уровень интеллекта стоит обратиться к психологам-диагностам, которые имеют в своем арсенале и объективные методики оценки интеллектуального развития, и опыт для разъяснения результатов, дадут рекомендации, чтобы вы могли более эффективно использовать свои ресурсы.

Профессиональное психологическое исследование интеллектуального развития человека занимает в среднем от 1,5 до 2,5 часов. Оно включает в себя диагностику и памяти, и внимания, и способности решать арифметические задачи, и объем активного словаря, и уровень культуральной осведомленности (кто такой Гагарин, что такое самолет, что такое имидж, кто написал поэму «Герой нашего времени»...), и оценку многих других параметров.

Несмотря на то, что высокий уровень интеллекта так ценится в обществе, хочется заметить, что интеллект – это только лишь ресурс, которым нужно уметь воспользоваться, который нужно уметь применить и реализовать. Исходя из нашего опыта, зачастую интеллектуально одаренные подростки не достигают успеха, потому что им не хватает силы воли и стремления доводить начатое до конечного результата. В то время как их менее одаренные сверстники благодаря настойчивости и усидчивости становятся более успешными.

В связи с этим, надеемся, что вы сможете пользоваться своим умом для достижения успеха, признания, может быть известности и славы, совершать открытия, создавать технические новинки, писать сценарии и книги! Перед вами сейчас открыты все пути – выбор за ВАМИ!

Костромина Анастасия, психолог