м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Одаренность

едь кто же, кроме тебя, звезды-то считать будет?!

Ежик в тумане

Эта статья адресована школьникам, родителям и учителям, - тем, кто хочет научиться замечать свет одаренности в себе и других. Иногда этот свет столь ярок, что мы видим его без усилий, но порой, звезде, притаившейся внутри, требуется, время и определенные условия, чтобы засиять над горизонтом.

Одаренными рождаются или становятся?

Великие возможности приходят ко всем,
но многие даже не знают, что встретились с ними.

У. Ченнинг

Давний спор между генетиками, психологами, философами и педагогами по данному вопросу шаг за шагом прокладывает нам путь к истине. Философ Дж. Локк утверждал, что новорожденный ребенок, будто белый лист, на котором родители и учителя могут написать все, что угодно. И будь оно так, оставалось бы только найти правильную формулу одаренности и нанести её на нетронутую поверхность. Но генетики, усомнившись в верности этого пути, эксперимент за экспериментом убедили мир в том, что человек рождается с определенным набором задатков или потенциальных способностей, данных от природы. Итак, представьте, что в каждом из нас природой спрятан неведомый клад. Как найти к нему путь и всегда ли его находят?

Как ученые понимают одаренность?

Я не ищу, я нахожу.

Пабло Пикассо

Прежде, чем что-либо искать, давайте поймем, что мы хотим найти. Для этого я познакомлю вас с научными определениями одаренности. Ряд исследователей рассматривает одаренность, как значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). В этом определении важно обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, вводится понятие возрастной нормы, как некоего эталона развития способностей, с которым мы можем сравнить уровень развития каждого ребенка. Таким образом, одаренность получается характеристикой не абсолютной, а относительной, о которой мы можем говорить в рамках конкретного возраста в случае превышения нормального уровня развития той или иной способности.

Во-вторых, обратите внимание на разделение сфер проявлений одаренности на общие (умственные) и специальные способности (музыкальные, художественные и др.). Ведь для более эффективного развития способностей из разных сфер требуются различные условия. Имея музыкальные задатки, намного легче их развить в семье музыкантов, нежели в семье инженеров. А юному математику будет интереснее покорять новые вершины в дружеской компании увлеченных этим же предметом сверстников. Хотя, конечно, история знает исключительные случаи одаренности, когда способности проявлялись не благодаря, а вопреки. Так из села Денисовка Архангельской губернии проложил себе дорогу незаурядный дар Михаила Ломоносова, крестьянского сына, ставшего первым русским ученым-естествоиспытателем.

Выявление одаренности или чем измеряются предпосылки гениальности?

А в попугаях-то я гораздо длиннее!

38 попугаев.

Если художественные, музыкальные и иные специальные дарования нередко проявляются сами собой, то с общей одаренностью все не так просто. С начала XX в. основным методом «измерения» одаренности выступают так называемые тесты интеллекта. Многолетний опыт их применения (в частности, в школьной практике) показывает, что к результатам тестирования необходимо подходить дифференцированно, т.к. тест тесту рознь:

  • Тесты, фиксирующие преимущественно усвоенные знания и навыки. Результаты будут говорить о том, на сколько усидчив тестируемый и хороши педагоги, обучавшие его, но не о реальном уровне способностей.
  • Тесты, исследующие природные способности. Результаты покажут уровень потенциальных способностей человека, его задатки относительно его возрастной группы.
  • Высокие показатели, полученные ребенком, могут свидетельствовать о действительном уровне способностей, но низкие – нет. Это связано с тем, что на каждого тестируемого действуют как общие, так и обусловленные конкретной ситуацией факторы, влияющие на его результаты.
  • Психика ребенка постоянно находится в развитии и претерпевает изменения. В связи с этим высокие показатели, полученные в одном возрасте, могут стать просто нормальными, средними в другом, и наоборот.
  • Путь развития каждого ребенка уникален, поэтому тест не является абсолютно надежным способом определения одаренности. Важна совокупность наблюдений за поведением ребенка, его интересами и склонностями. Одаренным людям свойственны: «повышенная избирательная чувствительность, чрезвычайная увлеченность каким-либо делом (и как следствие, поразительное упорство и трудолюбие); повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной и противоречивой информации; неприятие стандартных заданий и готовых ответов; высокая критичность и стремление к совершенству» (Одаренный дети. М.1991 г.).

Одаренность - способности или склад личности?

Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом.
Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.

Камю А.

Задатки есть, среда тоже, но чего-то не хватает, а вернее, кого-то – личности самого ребенка. А это очень важный компонент в формуле одаренности, которую мы пытаемся составить. Согласно Л.А. Ясюковой данный феномен является системным, развивающимся в течение жизни качеством психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности, по сравнению с другими людьми. Иными словами, одаренность человека заключается не только в том, что он умеет делать, но и в том, какой он, к чему стремиться, что его увлекает. По мнению выдающего американского исследователя в области психологии одаренности Дж. Рензулли, путь развития одаренности – это путь включения в интересующую деятельность. Таким образом, вслед за Дж. Рензулли мы подошли к трем основным факторам одаренности: способности (задатки), умение (навыки, приобретенные в обогащенной среде) и мотивация (личностная увлеченность деятельностью). Иными словами, для того, чтобы стать счастливым кладонаходителем, нужно понять, в какой области наиболее ярко проявляются природные способности ребенка, и обеспечить ему ту среду, в которой ему будет интересно их развивать.

В каких условиях лучше всего растет одаренный ребенок?

Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.

Достоевский Ф. М

Кроме соответствия условий среды виду одаренности есть еще два фактора, гармоничное сочетание которых, помогает развитию неординарного дара: проблемность среды и возможность ребенка найти в ней поддержку. В такой ситуации рождается интерес к экспериментам, развиваются креативность и самобытность.

Кто в Санкт-Петербурге занимается детьми с общей одаренностью?

- Куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот.

Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

В Санкт-Петербурге в рамках системы дополнительного образования реализуется:

  • Федеральная программа «Одаренные дети» в рамках Центра городских олимпиад на базе Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных. Дети обучаются в кружках по подготовке к городским олимпиадам, победители олимпиад получают возможность посещения тематических выездов в лагерь. С 2009 г. Функционирует Методическое объединение по вопросам одаренности.
  • Городская Программа развития интеллектуально одаренной молодежи реализуется совместно администрацией Центрального района и Центром «12 коллегий». Учащиеся старших классов проходят конкурсную диагностику общих способностей. Они могут и не быть победителями олимпиад, задача специалистов Программы выявить потенциальные способности. Ведь подростковый возраст – подобен последнему вагону уходящего поезда призвания – еще можно успеть осознать свой дар и пойти его дорогой. Школьники имеют возможность бесплатного трехгодичного обучения в рамках Программы.

Так же хочется отметить, что уже на протяжении двух лет в Санкт-Петербурге финансовую поддержку одаренной молодежи в виде стипендий и индивидуальных грантов оказывает Фонд «Русский Стандарт». Стипендиатами Фонда являются дети, проявившие себя как в области общих способностей, так и в области специальных (художественных, музыкальных, спортивных).

Екатерина Саулина, психолог, директор по развитию Центра Тренинга и Консультирования «12 коллегий».