м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Период «бури и натиска» или увидеть себя как в зеркале

Всем сейчас понятно, что детям и подросткам в сегодняшнем мире непросто: родители заняты, очень много опасных и доступных соблазнов. Конечно, взрослым хочется уберечь детей, передать им свои знания, свой опыт, чтобы помочь стать уверенными, успешными, счастливыми, но это непростая задача.

Во-первых, думая о подростковом возрасте, в сознании часто всплывают разного рода стереотипные представления о так называемом, «переходном возрасте»: ужасные, ранимые, непонятные, другие. Не устраивает в подростке многое: книг не читают, а смотрят телевизор или играют в компьютерные игры, музыка похожа на грохот, танцы вообще ни на что не похожи и т.д. Взрослым очень трудно иметь дело с подростком, хотя бы потому, что это уже другое поколение, само время сделало крутой вираж, до неузнаваемости изменилась жизнь. Кто из сегодняшних взрослых может утверждать, что не проводил бы столько времени за компьютером, когда ему было 14 лет, если бы они только были! А если припомнить, то и мелодичные «Битлз» воспринимались когда-то как какофония? Это первая сложность (социальная), с которой сталкивается взрослый, стремящийся оказать поддержку подростку, – мир изменился и мы, взрослые, также как и подрастающее поколение, не имеем достаточного опыта жизни в нем, наши советы могут оказаться устаревшими.

Вторая сложность психологическая: трудно понять подростка потому, что это возраст особенный, а мы взрослые часто забываем, какими мы были когда-то. Почему-то стирается в памяти то, что когда-то казалось самым важным, забываются острые переживания, под спасительные соображения «ну, разве это серьезно?». Одна 16-тилетняя девушка сказала мне: «Я веду дневник специально для того, чтобы, когда я стану взрослой, и у меня самой будут дети, его читать и серьезно относиться ко всему, что они мне будут говорить. А то уже сейчас кажется неважным то, что было для меня важно в 12 лет. А так читаешь, и приходится вспоминать. Все так быстро забывается!»

Трудно вспомнить, что было четыре года назад, так быстро изменяется человек в этот период своей жизни! Настолько он сложен, неоднозначен и противоречив, какие разные жизненные цели и проблемы у подростка в 12 лет и 17-тилетней девушки. Общим для них является безусловно то, что в 12 лет мы имеем дело уже не с ребенком, а в 17 порой еще не с взрослым человеком. Эти пять-шесть лет - огромная ступень от детства во взрослость, точнее - прыжок.

Это третья сложность – противоречивость и сложность подросткового возраста, который психологом Штерном был назван периодом «бури и натиска». Психологические изменения в этом возрасте могут быть резкими, скачкообразными, к тому же осложненными сильными эмоциональными переживаниями.

Итак, мы имеем дело уже не с ребенком, но еще и не со взрослым.

В этот достаточно краткий период жизни человеку предстоит решить ряд самых важнейших, жизненных задач, чтобы смочь ощутить себя по настоящему взрослым. Эти задачи относятся к двум сферам жизни подростка, социальной и личной, внутренней.

К социальной относятся следующие задачи, которые решет подросток: окончание школы, выбор профессии, появление «своего круга» друзей.

Многое меняется в этом возрасте и во внутренней, интимной жизни, возникает обостренный интерес к своим внутренним переживаниям, желание понять мир другого человека, первая любовь. Одной из сложнейших задач подросткового возраста является задачапсихологического отделения от родителей. Этот процесс переживается не просто и родителями...

Ни одна из перечисленных задач не является второстепенной, решение ни одной из них человек не может отложить на потом. Одновременное же решение всех этих проблем очень сложно в силу противоречивости их друг другу.

Подведем краткий итог. Обычные в прошлом институты социализации и воспитания подрастающего поколения ослабли, хотя проблемы только обостряются.

  • В силу изменения социальных реалий, опыт старшего поколения не может быть однозначно адекватным проблемам сегодняшних подростков.
  • Взрослые зачастую не готовы понять сложных проблем и переживаний подростка.
  • Внутренний мир подростка переменчив и полон внутренних противоречий.

Вывод, который напрашиваются из всего выше сказанного: необходимы такие формы сотрудничества с подростками, которые помогут удержать их от асоциальных срывов при невозможности разрешить внутренние проблемы, и, одновременно, дадут возможность разобраться в своем внутреннем мире, помогут установить глубокие, истинные отношения с другими людьми, сверстниками.

В первую очередь это касается семьи. Сложные процессы становления взрослости приводят в движение всю семейную систему. Пережить этот «шторм» трудно. Он затрагивает каждого члена семьи. Родители вместо ласкового и открытого ребенка видят угловатого, резкого, часто закрытого, живущего своей внутренней жизнью человека. Трудно смириться с такой переменой.

Как бы трудно не приходилось, каким бы обидным не казалось новое поведение, стоит сохранять спокойствие. Не поддаваться гневу и не уступать чувству беспомощности. И то и другое приводит к самому опасному - потере контакта с подростком: в первом случае молодой человек эмоционально закрывается еще больше, во втором - родители полностью теряют контроль над ситуацией и идут на поводу у страстей, страхов и метаний своего любимого чада. Слышу ответ: «Легко сказать «сохранять спокойствие». Да, сказать намно-о-го легче, чем сделать.

Итак, спокойствие ради сохранения контакта и отношений с подростком. Какие идеи могут помочь?

  1. Подростковый кризис – это явление универсальное, его переживают все люди (и у родителей в свое время было подобное). Конечно, индивидуальные вариации бесконечны...Но то, что происходит с вашей семьей переживают почти все. Как бы не было трудно, переживают.
  2. Именно в это время родители могут продемонстрировать своему ребенку, насколько дороги им отношения с ним, как он любим.
  3. Что бы не происходило, любая ситуация заслуживает анализа и обсуждения. Для каждого человека значимо внимание к его переживаниям и побуждениям, даже если они привели к неадекватному (на взгляд родителей) поведению.
  4. В этот период можно продемонстрировать модель переживания семьей трудных моментов, если можно так сказать психологическую культуру преодоления кризисных ситуаций. Родители могут доказать, что не смотря на сложности и разногласия, непонимание и взаимные обиды, семья драгоценная и устойчивая целостность, где каждый человек не просо важен необходим. Законы развития бросают вызов подросткам, они, своим поведением, нам. Стоит оказаться на высоте этого вызова. Дети будут благодарны, и это вызовет уважение.
  5. Подростковый возраст – очень интересен, сложные переживания и неоднозначные поступки многое могут рассказать нам о наших детях, можно понять по-настоящему, какой человек рядом с нами. Надо быть внимательными и понимающими.

Возможно, это звучит парадоксально, но заполненность и структурированность времени помогает пережить подростковый кризис. Казалось бы, человек решает важнейшие жизненные задачи, во многом определяющие его будущую жизнь, он должен размышлять и анализировать. Конечно, это так, но сосредоточенность на рефлексии при отсутствии действия может привести к апатии.

Результаты многочисленных дипломных работ, выполненные на психологических факультетах Санкт-Петербургского университета и Российского государственного университета им. А.И. Герцена и посвященных исследованию переживания подросткового кризиса свидетельствуют о том, что занятость является самым существенным фактором предупреждения деструктивных его последствий (асоциальное поведение, депрессии, возникновение зависимостей). При этом содержание занятий не играют роли. Это может быть музыка, спорт, конструирование, шахматы или иностранные языки, неважно, главное подросток занят делом, он пробует свои силы и понимает, что способен на многое. В этом случае не возникает потребность погрузиться в тягостные переживания или спрятаться от реальности за псевдозанятиями и квазиотношениями.

Неожиданность, масштабность и скорость протекания изменений, происходящих с подростком, могут создать у него ощущение, что все они происходят без его воли и участия, как будто извне. Он не знает, как быть в данной ситуации и может остаться пассивным. Если исходить из идеи изменений, то в случае с подростками стоит говорить не о создании условий для осознавания необходимости изменений и развития, а скорее, о помощи в осознании тех бурных изменений, которые с ним происходят. Нужно помочь подростку чувствовать себя не только объектом перемен, происходящих с ним, но и стать их субъектом, полноправным участником.

Есть ли сейчас такие формы психологической поддержки подросткам, которые отвечали бы всем данным требованиям и пожеланиям?

На наш взгляд, наиболее полно этим требованиям отвечает групповая работа с подростками и тренинги. Тренинг признан наиболее эффективной формой социально-психологического обучения. Он сочетает в себе то, что в настоящее время очень трудно обеспечить школе и родителям. Тренинг создает психологическую развивающую среду, в которой подросток, с одной стороны, получает толчок к интеллектуальному развитию и приобретению навыков эффективного общения, а с другой, у него возникает возможность более глубокого познания самого себя, преодоления внутренних барьеров, препятствующих его становлению как личности. Проведение групповых занятий с подростками позволяет им успешно решать стоящие перед ними задачи трудной работы взросления.

Очень важным является то, что получение такого разнообразного, глубокого опыта происходит в безопасной для чувствительной души подростка форме. Как показывает опыт, групповая работа с подростками наиболее адекватна потребности молодых людей в эксперименте и новизне. Важно, что эта потребность удовлетворяется в безопасной ситуации, а опыт и навыки остаются с ним на всю жизнь.

Екатерина Лебедева, психолог, академический директор ЦТК «12 коллегий»
Дмитрий Ежов, психолог, генеральный директор ЦТК «12 коллегий»