м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Психология детского отдыха

Каникулы – время отдыха. Если говорить точнее, время для того, чтобы восстановить силы. После каникул, в идеале, ребенок должен вернуться в школу полным энергии, готовым полноценно учиться.

Какие представления распространены у детей и подростков о том, что такое отдых? «Выспаться», «пообщаться с друзьями», «наиграться вдоволь на компьютере», «сходить на дискотеку»... Конечно, каникулы и развлечения, если не тождественные понятия, то в сознании ребят очень близки. Но вернет ли детям такое времяпрепровождение энергию по-настоящему?

Чтобы ответить на вопрос, что такое настоящий отдых, надо понять, от чего больше всего устают дети (и не только дети). Ответ: от однообразия. Однообразия и занятий, и отношений, и формы, в которой они получают информацию. Любое изменение в каждой из этих сфер будет благотворным, заряжающим новыми силами.

Первое - содержание занятий. Переходя на язык нейропсихологии, в школе оказываются загруженными только определенные участки мозга. Особенно, если у ребенка или подростка нет дополнительных «других» нагрузок: творческих или физических. Молодой мозг о-о-очень не любит однообразия, это препятствует его развитию и эффективной работе. Исходя из этого, ответ прост и известен «отдых - это перемена деятельности». Отдыхать значит не бездельничать, а делать что-то другое, чего не делаешь в обычное время, учиться тому, чего еще совсем не знаешь.

Можно использовать время каникул и для подготовки успешного жизненного старта. Взрослые готовы учить своих чад английскому и езде на коньках, игре на флейте и живописи. Все эти занятия почетны и необходимы, они помогают стать образованными и физически развитыми. Однако сегодня для успешного жизненного старта этого недостаточно.

Надо быть психологически готовым к успеху в жизни. Невозможно представить успешного и счастливого взрослого, который не умел бы общаться с коллегами и друзьями, эффективно принимать решения, быть творческим и целеустремленным. Речь идет о психологических знаниях и навыках, которые можно объединить под общим понятием «жизненные навыки». У кого-то такие навыки формируются в семье, кто-то их развивает самостоятельно, от случая к случаю, но они же могут стать и предметом целенаправленного освоения. Обучение таким навыкам лучше начинать в подростковом возрасте. Каникулы для таких занятий очень подходящее время. Когда, как не в каникулы обратиться к своему внутреннему миру.

Опросы показывают, что психологические темы очень актуальны для подростков. Этот возраст – пик внутренних изменений человека и изменений его отношений с миром. В этом возрасте каждый ищет ответы на вопросы «Кто я?», «Чего я хочу достичь?». Рейтинг «остроты» психологических проблем подростка выглядит следующим образом. Самая больная тема – семейное благополучие. Наши подростки неуверенны, что они смогут быть счастливы в семье. Второе место занимает – проблема самостоятельности и независимости. Справедливости ради, надо сказать, что зачастую самостоятельность в сознании молодого человека является самостоятельностью принимать решения, но не нести за них ответственность.... Третье место в этом списке – отношения со сверстниками.

Второе - отношения с людьми. Когда люди видят друг друга в одних и тех же ситуациях, их взаимный интерес неуклонно снижается, наступает «информационное пресыщение», которое ведет к взаимным претензиям, недовольству, раздражению. Мы рискуем потерять вчера еще дорогих друзей. Это большая потеря, даже если ты молод, а хочется чего-то нового. Проводя свободное время вместе с друзьями в неизвестных ситуациях, мы их открываем по-новому. Новые ситуации – неожиданное видение человека, его характера, возможностей, волна интереса к нему.

Каникулы это возможность не только обновить старые отношения, но и приобрести новых друзей. Поэтому так здорово, если у ребенка есть шанс попасть в незнакомый коллектив, узнать многих ребят, чтобы найти тех, кто сможет стать настоящим другом. Каждый новый человек – это мощный источник информации. Для ребенка узнавать новое, все равно, что дышать. Детство и отрочество – это время наилучшее для усвоения знаний.

Третье - привычная форма получения информации. Для детей она известна – уроки. Если говорить о новых формах обучения детей, то каникулы - это наилучшее время для эксперимента. Наиболее адекватной возрасту и обстановке каникул является сочетание психологической групповой работы и развивающих занятий.

Поняв, что образованные и интеллектуальные дети и подростки не всегда психологически состоятельны, Центр Тренинга и Консультирования «12 коллегий» разработал Образовательный молодежный проект «Лагерь «12 коллегий», где успешно сочетается групповая работа с детьми и подростками с полноценным отдыхом. Это развивающий отдых. Наш девиз – «Каникулы по-новому!». Мы предлагаем психологические темы для исследования, всегда новые, всегда актуальные, обучение в необычной форме тренинга и творческих занятий и, наконец, новые знакомства и контакты.

Дети любят перемены, перемены запоминаются, перемены обогащают новым опытом, дарят свежие силы. Давайте посвятим каникулы результативному отдыху!

Е.И. Лебедева ,
психолог, академический директор ЦТК «12 коллегий»