м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Что нам хочет сказать агрессивный ребенок

Агрессивное поведение у детей и подростков очень беспокоит родителей. Примерно каждое пятое обращение родителей в наш Центр связано именно с жалобами на такое поведение. Чаще всего агрессивное поведение квалифицируется взрослыми не только как нежелательное, но как откровенно «плохое», «опасное», «стыдное». Если следовать этим установкам, подобное поведение нужно искоренять!

При всей «открытости» агрессивных проявлений, чаще всего они являются лишь средством, а не целью. Ничтожно малая часть детей осознанно стремится нанести вред другому человеку. В подавляющем же большинстве случаев агрессия (драки, отрытое раздражение, грубость) являются реакцией на невозможность удовлетворения потребностей, реализации желаний. Ведя себя агрессивно, ребенок «сообщает» взрослым о своей неудовлетворенности, боли. Это "знак лишенности". Важно правильно понять «сообщение», которое посылает нам ребенок. Если вам не удается сделать это самостоятельно, то стоит обратиться к психологу, консультанту.

Итак, первое, необходимо понять причину агрессивного поведения, с тем, чтобы помочь маленькому человеку разрешить проблему, с которой самостоятельно он справится не может. Сделать это может только тот взрослый, который готов не «запрещать и карать», а быть с ребенком в контакте, понимать и принимать его. Приведу несколько наиболее вероятных мотивов агрессивного поведения ребенка.

Возможно, ребенку не достаточно Вашего внимания. Дети часто, стремясь привлечь внимание и, не умея сделать это конструктивными способами, совершают что-то недозволенное. Уж это точно не останется незамеченным! Пусть негативное внимание, но только внимание! Самое ужасное - быть незамеченным, незначимым.

Другая распространенная причина - недоверие, страх. Такие дети относятся к миру, к людям, как к чему-то враждебному. Вполне нейтральное поведение окружающих трактуется ими как угроза. От угрозы надо защищаться!

Третий вариант: невозможность самоутвердиться другими способами. Не ладится с учебой, нет спортивных успехов, мама ставит в пример соседа, брата, сестру... Агрессивное поведение у многих детей прочно ассоциируется с силой, исключительностью. Это сомнительная заслуга взрослых, кино, телевидения, компьютерных игр. Агрессия на телеэкране, и как она влияет на формирование психологии детей – это отдельная большая тема для обсуждения.

Если будет понятно, за что «сражается» ребенок или подросток, станет понятно, какие именно шаги следует совершить, чтобы ему помочь.

Очень частой причиной проявления агрессии является страх быть нелюбимым, отвергаемым. Этот страх может иметь свои реальные предпосылки. Вот примеры таких обстоятельств: неудачи в учебе и соответственно, плохие оценки, неумение выстроить конструктивные отношения со сверстниками, очень занятые родители, которые так устают вечером, что у них нет сил выслушать и, тем более, понять своего ребенка.

Этот страх может иметь мало общего с реальностью. Важно, что сложилась такая ситуация, что ребенку или подростку недостаточно проявлений любви и принятия. Без понимания, откуда берется такая ошибка, каким образом образовались эти «кривые зеркала», трудно будет изменить ситуацию к лучшему.... Это трудная, кропотливая, порой длительная работа и родителя и ребенка.

Итак, подытожим, агрессия, злость очень открытое проявление, заряженное огромным энергетическим потенциалом. Чаще всего агрессия защищает нас от переживаний страха, а этот страх коренится в представлениях о себе как «не таком», «нелюбимом».

Тут стоит отметить два положительных момента агрессии:

Во-первых, злость это энергия. Вопрос, как человек распорядится этой энергией во благо себе и другим или во вред, сможет ли он ее переплавить во что-то конструктивное. Но, согласитесь, это лучше, чем пассивность, апатия и отсутствие всяких желаний.

Во-вторых, агрессия помогает нам обнаружить неудовлетворенные потребности ребенка. Пусть в нежелательной форме, но он их отстаивает, заявляет, борется за их осуществление.

Тогда важным становится вопрос, как сохранить стремление прямо отстаивать свои интересы, но делать это в конструктивной форме?

Речь идет о регулировании эмоций. Чаще всего агрессивное поведение сопровождается эмоциями ненависти, ярости, гнева, раздражения и другими эмоциями из этого ряда. Переживание эмоций, даже таких, о которых мы сейчас упомянули, естественно. Нет «плохих» чувств. Есть неадекватное поведение. Следовательно, надо помочь ребенку выразить свое эмоциональное состояние другими способами. Ведь агрессивное поведение наносит ущерб не только тому, против кого оно направлено, но, в итоге, и самому ребенку.

Первое, чему стоит научиться самому родителю и воспитателю детей, склонных к агрессии, это отделять поведение от реальных переживаний и желаний ребенка. Кричать и скандалить несомненно неконструктивно, а хотеть игрушку или переживать по поводу отказа это вполне естественно.

Речь идет об обучении самоконтролю. Его цели: дать ребенку успокоиться и научиться регулировать свои эмоции. Поэтому, когда Вы являетесь свидетелем эмоциональной вспышки, стоит попробовать сделать следующее.

Опишите, как выглядит поведение ребенка в ситуации потери контроля над собственным поведением. Детям, да и подросткам, трудно представить себя со стороны. Дайте четкие указания, что ему стоит сейчас сделать. Например: «Пожалуйста, перестань кричать, сядь на диван и успокойся!». Захваченный эмоциональной волной ребенок не знает, как ему надо действовать. Дайте время ребенку совладать со своими чувствами.

Только после того, как Ваш сын совершенно успокоится и будет готов Вас услышать и понять, обсудите произошедшее и наметьте, как себя вести в подобной ситуации впредь. Не раньше. Самое важное, сохранение самообладания и контакта с ребенком.

Екатерина Лебедева, психолог, академический директор ЦТК «12 коллегий»