м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Делать уроки с ребенком: как правильно?

Делать уроки с ребенком: стоит ли и как?Часто одна из самых сложных проблем в жизни ребенка и его родителей – обучение в школе и успеваемость. Когда малыш идет в школу, ему необходима помощь и поддержка взрослых. В этот момент он только учится учиться, впервые сталкивается с успехом и неудачами, важно дать ему уверенность в том, что у него получится пройти этот не простой путь, помочь освоить навыки поучения знаний. Поэтому возникает вопрос: как делать уроки с ребенком?

Для того, чтобы разобраться с этим вопросом, давайте обратим внимание на те переживания, которые возникают у маленького ученика. Дело в том, что в этом возрасте самооценка зависит, в первую очередь, от мнения окружающих взрослых и чувства успешности. Чуть позже, к подростковому возрасту их место займут сверстники и кумиры, но пока – основными ориентирами являются учителя и родители. А по какому критерию взрослые оценивают учеников? По успеваемости, правильности выполнения домашнего задания, аккуратности и старательности. В детском мышлении эти критерии объединяются в одну большую категорию ума. Насколько я умный? Вот тот вопрос, на который так или иначе отвечает каждый младший школьник.

Поэтому очень важно, чтобы родители транслировали ребенку мысль о том, что он умный, любимый, хороший, даже если что-то не получается. Необходимо подарить ему веру в то, что он все сможет преодолеть и все у него получится. Этот посыл останется с маленьким человечком на долгие-долгие годы и будет подталкивать его к новым свершениям. Но это, безусловно, легче говорить, если у ребенка действительно все получается. А если нет?

Если раз за разом вы сталкиваетесь с одними и теми же ошибками, раз за разом он сам убеждается в том, что по некоторым предметам он хуже других?

Так ребенок сталкивается со страхом ошибиться, потому что кажется, что ошибка – это плохо. И это не удивительно: учителя за ошибки снижают балл, а родители расстраиваются и даже ругают. И здесь прежде всего нужно начать с того, чтобы понять, как Вы сами относитесь к тому, что вы или ребенок ошибается, имеет ли он право ошибаться и Вы даете ли сами себе право на ошибку?

Обсудите с ребенком, как он относится к ошибке. Расскажите о том, как много замечательных открытий сделано с помощью ошибки! Важные лекарства и техника, стикеры и резина, булочки с маком и печенье с кусочками шоколада. Ведь на самом деле, ошибаться – это не плохо, наоборот, это возможность узнать что-то новое. В таком случае, получается, что ошибка – это наша верная помощница. А что еще важнее, то, что у него, ребенка, что-то плохо получается, не значит, что он недостаточно умный.

Тогда кто такой умный? К чему направлять ребенка? Если мы просто скажем, что ошибаться можно, не будет ли для него это означать, что стараться и не надо? На самом деле, умный человек это тот, кто может ошибаться, но все равно не отчаивается, рассматривает свою ошибку как ценный опыт, благодаря которому узнает что-то новое и идет дальше.

Когда малыш с мамой или папой делает уроки и, при этом, понимает и чувствует, что, даже если он ошибется, ничего страшного не произойдет и можно будет исправить ошибку и узнать что-то новое, ему станет намного легче делать уроки, ведь он не будет тратить силы на переживания и тревоги, а сможет сконцентрироваться на работе.

Другая важная сторона процесса выполнения домашнего задания – соблюдение границ ответственности. Казалось бы, в первых классах ребенок еще слишком мал, чтобы говорить об ответственности. Конечно, помогать ему важно и нужно. Однако, здесь необходимо помнить, что это он, Ваш ребенок, а не Вы, ходит в школу, получает оценки. Поэтому помогать ребенку можно, поддерживать необходимо, но важно не брать слишком много на себя.

Иногда для того, чтобы помочь родителям и детям простроить процесс выполнения домашнего задания правильно, мы приглашаем на консультацию к детскому психологу. Там можно будет обсудить, как лучше делать уроки с ребенком, до какого возраста и как постепенно передавать ему ответственность за наличие и качество выполненных заданий.

Мария Борисова, психолог Центра Тренинга и Консультирования "12 коллегий".

Подробнее о тренинге самоопределения можно узнать здесь.