м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Компьютерная зависимость у детей

Мой сын 12 лет не может отказаться от игры в компьютер. После уроков или дополнительных занятий приходит домой и до моего возвращения домой играет в компьютер. Он понимает, что поступает плохо, так как страдает успеваемость в школе и на дополнительных занятиях. Даже предлагает забрать у него ноутбук, чтобы он ему не мешал. Что мне делать? Исключить компьютер и другие элeктронные игры?

Компьютерная зависимость у детей: как помочь?Уважаемые родители! Действительно компьютерная зависимость у детей перестала быть мифом в России. Около 80% подростков называют компьютер среди своих самых важных увлечений и 15% зависят от него.

То, как вы описываете ситуацию, вполне может означать, что у Вашего сына признаки такого рода зависимости. Давайте проверим, вот поведенческие признаки, которые могут означать, что зависимость уже возникла:

  • невозможность остановиться;
  • увеличение продолжительности времени, проводимого за компьютером;
  • повышенный фон настроения (эйфория) во время игры на компьютере;
  • пренебрежение общением с членами семьи, друзьями;
  • повышение раздражительности во время пребывания не за компьютером;
  • проблемы с учебой (забывают про уроки).

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков может стать неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. 12 лет – начало подросткового периода, считающегося одним из самых острых возрастных кризисов: бурные эмоциональные переживания, связанные с изменение тела, перестройка отношений со сверстниками (они становятся в этот период более глубокими, личностными), потребность в признании. Все это может создавать постоянное эмоциональное напряжение, с которым трудно справиться. И если я не так успешен в социальном мире, то легко могу почувствовать себя героем в виртуальном…

Попробуйте понять, что происходит у Вашего сына в отношениях со сверстниками, есть ли у него близкие люди? Если есть, то чем они интересуются?

Уход в виртуальный мир – легкий выход из трудных ситуаций (псевдовыход). Если возникли какие-то сложности, важна поддержка, понимание, совет. Критика может только углубить проблему и отдалить сына от Вас, вызвать потерю доверия («Они меня не понимают») и даже агрессию. Компьютерная игра для таких подростков – это особый виртуальный мир, где они чувствуют себя героями, способными совершить очень многое из того, что запрещено в реальном мире. При этом можно принимать любые решения и не бояться ответственности.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения , молодые люди обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности и безграничных возможностей. Это не имеет никакого отношения к истинному самовыражению.

Скука, неструктурированность времени тоже могут стать причиной создания барьера, позволяющего уйти от реальности. Поэтому важно поддерживать иные увлечения Вашего сына. Я поняла, что они есть. Может быть, несколько утратили свою значимость? Так ли это? Попробуйте вдохнуть в них новую жизнь. Поддерживайте любые даже минимальные достижения. Ничто так нас не мотивирует, как успех. Успех сопровождается чувством радости, гордости, уверенности в своих силах и может составить реальную конкуренцию псевдопобедам в компьютерных играх.

Желательно избегать игр, связанных с насилием и эффектом присутствия (в которых я ситуацию вижу глазами персонажа), это вызывает особо сильную идентификацию с героем и, соответственно, больше эмоций.

Игры бывают разными. Например, есть игры, которые тренируют мышление, внимание, развивающие. Из этой же серии игры-головоломки, игры на быстроту реакции, например, компьютерный настольный теннис.

Результаты психологических исследований называют одной из ведущих причин возникновения у подростков привязанности к компьютерным играм конфронтационные отношения с родителями. Надеюсь, что этот вариант не относится к вашим отношениям с сыном.

То, что он сам признает, что его отношения с компьютером не вполне адекватны – это вселяет уверенность, что вы вместе справитесь с ситуацией.

Что касается «изъятия» компьютера, то, мне кажется, что можно остановиться на варианте ограничений компьютерных занятий: по содержанию (об этом уже шла речь), по продолжительности, что особенно важно для сохранения здоровья и по ситуации (например, после того, как все уроки выучены).

Есть возможность «переформатировать» увлечение вашего сына, сделав его более содержательным, например, начать изучение основ программирования и тогда компьютер из «заменителя» станет инструментом, чем ему и положено быть. Компьютер дает много самых разнообразных возможностей и анимация и создание вэб-страниц.

Но если ситуация не изменится, то необходимо обратиться к специалистам по работе с зависимостями.

Екатерина Ивановна Лебедева, психолог.

Подробнее о консультации психолога в нашем центре можно почитать здесь.