м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Личностный рост – что это?

личностный рост - что это и кому необходимо?Одна из программ нашего Центра – это «Личностный рост» для подростков. Для многих родителей и детей этот курс остается загадочным, поэтому мы попросили ведущую этой программы, Юлиану Исакову, ответить на самые часто возникающие вопросы.

Что входит в программу «Личностного роста»?

Наверно, я вас удивлю, потому что заранее составленной программы, которая бы повторялась из раза в раз, нет. В этом и есть особенность курса. Ведущий до начала занятий встречается с каждым участником группы отдельно, чтобы прояснить его личную цель. Исходя из этой информации, создается новая уникальная программа, причем она меняется и в ходе самого курса, если вдруг у ребят возникает что-то очень важное, что хотелось бы обсудить.

И все-таки, что подростки делают на этих занятиях? Какой-нибудь пример можете привести?

В основном, на занятии мы разговариваем: делимся важными событиями, которые произошли за неделю, задаем друг другу вопросы, проясняем отношения между участниками.  К примеру, на «Личностном росте» особое место занимает обратная связь участников друг другу – это высказывания о чувствах, которые возникают в ответ на слова или действия другого человека.  Таким образом, подростки узнают наконец, что же о них думают их сверстники, как к ним относятся.

А что бывает на занятии кроме разговоров?

Кроме разговоров на занятии могут быть разные арт-терапевтические техники, когда ребята создают некоторый творческий продукт (рисунок, скульптуру, коллаж и др), после чего мы обсуждаем, как получившееся связано с внутренним миром автора. Также бывают упражнения, направленные, например, на проявление лидерских качеств или умение работать в команде. Конечно, в занятии есть и игры, цель которых поддерживать работоспособность участников – когда можно подвигаться, отвлечься, просто отдохнуть. 

Какие темы обсуждений чаще всего возникают в процессе курса?

Темы – те, которые так или иначе волнуют большинство обычных подростков. Это отношения в классе, отношения с родителями, это вопросы уверенности в себе, просто понимание себя и своих желаний. Наверно, вообще ключевыми для «Личностного роста» являются два слова – это «отношения» и «чувства». 

Какие цели этого курса? Зачем он подросткам, если они и так целыми днями могут говорить друг с другом?

Глобально у курса две цели. Первая - это создать такую атмосферу в группе, чтобы каждый подросток мог получить поддержку от окружающих: как от сверстников, так и от ведущих. Причем поддержку именно с позиции «равный-равный». Не тогда, когда его будет поучать взрослый или насмешливо сочувствовать другой подросток, а поддержку как принятие. Часто большим потрясением для участников группы становится такое открытие, что у других подростков трудности, очень схожие с их проблемами. К вопросу о том, что они и так целыми днями могут говорить друг другу – могут, да только часто в компании каждый старается «держать марку»,то есть выглядеть беззаботным, позитивным, ну или хотя бы выдавать себя за пофигиста. Вот и начинает казаться подростку – что это только у него гора проблем и «тараканов», что это он – странный, а все остальные живут «не парясь».  Это и есть вторая цель курса – помочь подростку поверить в себя, в свою «нормальность». 

Пока что все это описание звучит довольно человеколюбиво, почему же тогда в интернете так много статей про вред тренингов личностного роста?

Да, есть множество людей, которые пережили скорее травму, чем рост, сходив на некий тренинг. Вопрос в том, в какой концепции проходит тренинг, в какой парадигме ведущий работает.Участие в тренингах, в основе которых, например, лежит концепция LifeSpring, может быть рискованным. Если говорить про наш Центр – мы работаем в гуманистической парадигме, на тренингах используем бихевиоральные принципы и гештальт-подход. «Личностный рост» построен согласно теории об этапах групповой динамики. 

Что делать подростку, если он уже прошел этот курс?

Поскольку содержание не повторяется, он может прийти на эту программу столько раз, сколько захочет. В следующем семестре или в другом учебном году.

Юлиана Исакова, психолог Центра Тренинга и Консультирования «12 коллегий».

Узнать подробнее о тренингах личностного роста в нашем центрк здесь