м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Мир мальчиков и мир девочек

Мир мальчиков и мир девочек - возникновение параллельных вселенныхС самого рождения ребенка взрослые погружают ребенка в мир мальчиков и мир девочек:  используют атрибуты, символизирующие его пол ребенка (цвет бантика на пеленках, рисунок на бортике кроватки), транслируют стереотипы мужского и женского образа жизни. Они необходимы для адаптации в нашем обществе, однако, могут стать причиной возникновения различных проблем.

Мир мальчиков.

Многим мальчикам, когда они плачут, мамы и папы могут говорить: «что ты все плачешь, ты же мальчик!» Давайте попробуем разобраться, что происходит в этот момент с ребенком?

1. Чувство вины.

Во-первых, он начинает испытывать чувство вины, он видит, что мама и папа явно расстроены его поведением. Вина – это одно из самых сильных чувств, которое со временем, хоть и затухает, но преследует ребенка тонким шлейфом по жизни. Хочется отметить, что те чувства, которые в детстве ребенок часто испытывает к значимым взрослым, остаются с ним и переносятся на других. Проще говоря, если человек с детства привык быть виноватым перед мамой, папой или старшими братьями и сестрами, то, скорее всего, он уже во взрослой жизни часто будет чувствовать вину по отношению к окружающим даже в тех ситуациях, которые этого не предполагают.

2. "Будь мужчиной!"

Во-вторых, возникает ощущение неуверенности в том, что он сможет стать настоящим мужчиной. Ведь, если я сейчас не веду себя соответствующе, как же мне стать мужественнее в будущем? А что, если я никогда не смогу стать таким же сильным, как папа? Все эти вопросы толкают малыша стремиться к тому поведению, которое ждут от него, как от мальчика. И тут мы подходим к содержанию самой установки.

3. Запрет на чувства.

В младшем возрасте поведенческое проявление чувств, такое как плач или смех, неразрывно связано с самими эмоциями, поэтому, когда мы говорим, что мальчики не плачут, ребенок слышит не только, что плакать нельзя, но и воспринимают эти слова как запрет на чувства, которые он испытывает.

Подрастая, наш мальчик в случае, если ему будет обидно до слез, будет стараться сдерживать и подавлять свои эмоции. В какой-то момент он может даже перестать распознавать собственные чувства и причину их возникновения. Эти самые чувства, не находя для себя способа выражения (прямое проговаривание или сублимация) уходят в глубины психики и находят уже менее продуктивные пути выражения через агрессию или болезнь.

Мир девочек.

Что же в это время происходит в мире девочек? Одна из самых частых фраз, которые слышит маленькая девочка, когда родители недовольны ее поведением: «ты же девочка!». Причем, эта фраза звучит вместе с различными посылами: «нельзя драться», «как ты ругаешься», «какой у тебя беспорядок в комнате», «почему ты не помогаешь, ты же девочка».

1. "Хорошая девочка".

Если мы попробуем найти общее во всех этих родительских посланиях, мы увидим, что тут имеет место следующая установка: девочка должна быть хорошей. Это значит, что она должна быть послушной, опрятной, доброй, вежливой, не должна проявлять агрессию (право на нее в некоторой степени имеют только мальчики), баловаться и делать то, что ей захочется.

2. Проявление агрессии - тонкое искусство.

Что касается проявления агрессии – тут тоже самое, что в случае слез у мальчиков.Девочки, вместо того, чтобы учиться разным способам выражения злости, гнева и раздражения, начинают отрицать эти чувства, которые, впоследствии, находят свое спонтанное выражение в форме вербальной агрессии.

Конечно, все это не значит, что нужно воспитывать из мальчишки плаксу, а девочку не приучать к порядку. Но важно научить малыша выражать свои чувства продуктивными способами, проговаривать с ним вместе те эмоции, которые стали причиной слез или агрессии. Тогда чувства станут разрешенными, а на смену плачу придут новые, социально-приемлемые модели поведения. Как мы уже отметили в самом начале, стереотипы мужского и женского поведения во многом определяют степень адаптации ребенка в обществе. Тем не менее важно, чтобы мы, взрослые анализировали те послания, которые мы транслируем, и понимали их последствия.

Мария Борисова, психолог Центра тренинга и консультирования.

А здесь можно подробнее узнать о других наших статьях.