м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Недоразвитие речи у ребенка. Почему?

Недоразвитие речи Психология ребенка

В последние десятилетия у детей все чаще встречается недоразвитие речи, представляющее собой нарушение формирования различных речевых компонентов.Речевые расстройства препятствуют развитию интеллектуальных функций, обучению и освоению навыков общения с взрослыми и сверстниками. Несмотря на то, что все нормативные границы развития психических функций условны, сроки индивидуальны и гибки, мы обозначим основные этапы нормального развития речи.

Нормальное развитие речи.

К первому годужизни  ребенок начинает говорить первые слова, а к двум годам появляются первые простые фразы («дай мне», «мама, привет»). В этом возрасте нормальным можно считать пропуск слогов в длинных словах, замена согласных букв. В большинстве случаев, в таком возрасте сильно отличается от обычной и понятно только близким взрослым. Но уже через полгода-год малыш начинает выговаривать больше согласных звуков и может общаться с посторонними людьми. К трем годам внутренняя речь становится неотъемлемой частью мыречь шления: ребенок теперь мыслит не только образами, но и словами. В течение следующих двух лет ребенок учится выражать свои мысли, строить сложные предложения. В этом возрасте дети начинают играть друг с другом и речь становится важным инструментом взаимодействия.

Почему же возникает недоразвитие речи? Существует множество биологических причин, таких как родовая травма, гипоксия, особенности организма, развития центральной нервной системы. В этой статье мы поговорим о психологических причинах развития речевых нарушений.

  • Недостаток речевого общения взрослых с ребенком в младенчестве. Кажется, что до года ребенок не понимает речь, поэтому нет смысла с ним разговаривать. Это не так. Важно общаться с малышом. Можно говорить обо всем, что происходит вокруг: «Сейчас мы пойдем гулять», «одеваю тебе красную кофточку с цветочками, как красиво».

  • Неправильная речь окружающих взрослых. Ребенок учится говорить, подражая родителям. Поэтому, если у окружающих есть нарушения речи (заикание, нечеткое произношение), ребенок будет повторять и научится говорить неправильно. Также «сюсюканье» и специальная «детская» интонация, которую часто используют родители в общении с ребенком, могут им усваиваться.

  • Эмоционально-напряженная обстановка, длительные разлуки с родителями и другими значимыми взрослыми, психотравмирующие ситуации негативно влияют на процесс формирования речевых функций.

Важно помнить, что недоразвитие речи может быть признаком задержки психического развития (ЗПР) и других сложных форм нарушения развития. Поэтому, наблюдая подобные нарушения необходимо обратиться к специалистам (психологам, логопедам).

Мария Борисова, психолог Центра тренинга и консультирования "12 коллегий".

Подробно о диагностике в ЦТК "12 коллегий" можно прочитать здесь.