м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Низкая самооценка у ребенка

Низкая самооценка у ребенка дошкольникаНизкая самооценка у ребенка начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. Увидеть ее несложно. В первую очередь, она видна в том количестве вопросов и экспериментов, который ребенок производит за день, неделю. Речь идет не о креативности, а о желании сделать/узнать/попробовать и эмоциональной уверенности в своих силах. В отсутствии страха неудач и апатии.

Универсальный тренажер для повышения самооценки мне не известен. Поэтому предлагаю вам вместе со мной присмотреться к особенностям детской самооценки в целом. А потом сделать вывод о своём собственном ребенке.

Особенности самооценки ребёнка дошкольного возраста:

1. Неадекватно реальности, часто - завышенная.

2. Оценка своего действия слита с оценкой себя в целом.

Это означает, что если взрослый либо сверстников похвалит его дело, то для до школьника это становится признанием его самого. На нашем "взрослом" языке мы бы сказали - себя как личности. Не "я хорошо толкают паровоз", а " я хороший, толкаю паровоз".

3. Формируется в любой деятельности, в которой можно сравнить свой результат с чужим.

Особенно в игре, так как это самое важное для развития ребёнка занятие. А так же в тех ситуациях, когда дошкольников получает какой-то продукт своей деятельности. Продукт так же позволяет положить сравнить результаты, а значит сравнить себя с кем-то.

4. Поглощает оценки взрослых и сверстников.

Особенно важно для детей 4-7 лет оценка взрослым его деятельности. Похвала, принятие, эмоциональная вовлечённость связана с ощущением собственной ценности. Ценности себя и самоуважение - одна из граней позитивного отношения к собственной личности. Отрицательные оценки и прогнозы, сдержанность, холодность или равнодушие связаны с понижением самооценки.

Кроме того, в этом возрасте ребёнок доверяет авторитету взрослого почти полностью. Любые характеристики, данные взрослым, присваиваются ребёнком.

5. Складывается из оценки себя в разных видах деятельности.

Например, в рисовании самооценка может быть адекватной, в письме быть повышенной, а в пении - заниженной.

Некоторые исследования говорят о том, что важна та деятельность, на которой ребёнок особенно основывает самооценку. В тех случаях, когда это отношения,  дошкольников имеет заниженную самооценку. А когда на деятельности или её результатах - завышенную.

Саранцева Анна Мария, психолог Центра тренинга и консультирования "12 коллегий".

Подробно о программе занятий с дошкольниками здесь.