м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Особенности детей 12 лет

Особенности детей 12 лет психологияОсобенности детей 12 лет часто мешают найти с ними общий язык и взрослым, и сверстникам. Для ребят начинается бурная "эпоха перемен", когда будут пересматриваться взаимоотношения с собой, родителями, друзьями, одноклассниками и т.д. Двенадцать лет - возраст, когда установившиеся представления о границе между ребенком и взрослым изменяются.

Подросток переходит из состояния "я ребенок" в состояние "я взрослый". Происходит передел сфер жизненного пространства. Если раньше тайны ребенка могли быть открыты взрослому, то теперь они активно охраняются. Часто важен сам акт неприкосновенности вещей, мнений, знакомств от руки взрослого, тогда как сами они не имеют особой ценности. Ценностью обладает неприкосновенность.

С другой стороны, мнение подростка испытывает влияние важной для него группы других подростков. К этому влиянию оно гипервосприимчиво и его мнение - это мнение референтной группы. Критичность мышления ярко проявляется в дебатах с семьей, учителями, сверстниками, но абсолютно растворяется в общении с значимой группой подростков и ее лидером.

Особенность ребенка 12 лет еще и в том, что происходит поиск группы ребят, компании друзей, с одной стороны. А с другой стороны, под дружбой начинают пониматься близкие и доверительные отношения с другим человеком. Отношения с группой друзей похожи на поклонение общему идеалу, тогда как отношения с другом - общение двух личностей.

12 лет - это начало осознания себя как личности. Ребенок только начинает составлять собственный портрет, еще не зная, что в него входит: он замечает, что интересы стали более важными, хобби более определяющими, без друзей испытывает особое одиночество и т.д. В это время ему нужен наставник и полезна информация о том, что такое его возраст, какими бывают особенности людей, что такое мир психического.

Информация, на основе которой выдвигаются и проверяются гипотезы, - один из ключей к общению с подростком. Это момент, когда он может общаться с взрослым на равных и доказать, то он "уже не ребенок". Опыт таких доказательств - поддерживающий опыт.

Саранцева Анна Мария, психолог Центра тренинга и консультирования "12 коллегий".

Подробно о тренинге "Наука взрослеть" для младших подростков можно почитать здесь.