м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Особенности детей 12 лет

Особенности детей 12 лет разныеПодростковый возраст - достаточно широкий отрезок времени. От 11-12 лет до 17 ребенок проходит серьезный путь, за который должны измениться струкьура его мышления, его ценности, степень ответственности за себя, его сексуальность и самосознание. Качественно меняется угол зрения на окружающих. Чтобы понять подростковый возраст, начнем с  начала. Обратим внимание на особенности ребёнка 12 лет.

Психологический портрет подростка во многом складывается на основе его самооценки и представлений о себе. А оно неизбежно меняется в связи с изменениями тела.

Биологическое созревание.

Организм ребёнка растёт постепенно: сначала вырастают конечности, в самую последнюю очередь - туловище. Заметно усиливается волосяной рокров на лице, подмышках, ногах, паховой области. Формируются вторичные половые признаки.

Все эти изменения включаются в реальность подростка и заставляют изменить образ себя. Этот образ зависит от принятых в группе его сверстников норм и идеалов. Важно, чтобы и сам ребёнок замечал эти изменения, осваивал новую для него гигиену. В 12 лет в этом нужно сопровождение взрослого.

Я-концепция.

Самооценка формируется исходя из того, как и о чем говорят ему сверстники. Большая попа, дурацкая фамилия, слишком длинные ноги - все это складывается в коробочку "Какой я". Сейчас подросток теряется между своими представлениями о себе и тем, что он слышит от окружающих. Однако, интеллект уже позволяет (хоть и с тренировкой) соотносить свои поведение с реакциями на него других людей. А так же эти реакции обощать.

Общение со сверстниками.

Другие важные особенности ребенка 12 лет связаны с их потребностью в общении именно со сверстниками. Ни взрослые, ни младшие, ни семья более не занимают эту нишу, хотя связь с ними по-прежнему важна.

С одной стороны, задача в этом возрасте - научиться общаться о личных переживаниях. С другой стороны – научиться общаться на равных. Это определенный риск:  общаться на равных значит не быть защищенным статусом, силой или отсутствием силы в этом контакте.

Подводя итог всему перечисленному, можно сказать: подросток находится между двух огней. Он попадает в диаду, одна сторона которой «Одиночество и выход из одиночества в близком общении с другим подростком», а другая сторона – «Потребность принадлежать к группе, быть частью конкретной общности».

Саранцева Анна Мария, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».

Подробно о тренинге "Личностный рост" для детей 12 лет можно узнать здесь.