м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Особенности детей 5 - 6 лет

Особенности детей 5 - 6 летОсобенности детей 5 - 6 лет можно наблюдать в разнице между коммуникацией со взрослыми и общением с ровениками. А так же в развитии форм коммуникации.

В 5 - 6 лет перестраивается общение детей со взрослым. Ребёнок осваивает так называемой внеситуативно-познавательную форму коммуникации. Её признаки:

  • Общение по поводу отвлеченных, не связанных с этим моментом предметов;
  • Взрослый становится транслятором информации и человеком, с чьим мнением ребёнок соотносит своё;
  • Предмет общения - устройство окружающего мира, физические явления, машины, животные etc.;
  • Ребёнок оценивает свойства взрослого собеседника: находчивость, заинтересованность, умение просто объяснить;

Особенности детей 5 лет в их заинтересованности узнать мир - в беседах со взрослым складывается познавательная мотивация.  В этом возрасте смысл общения со взрослыми в том, чтобы ребенок получал информацию от родителя/учителя/воспитателя ( через "почемучки") и развивал мышление в беседах с ним.

Взрослый может задавать ребёнку вопросы вроде "Почему Солнце не светит ночью?", "Отчего Луна не падает" и так далее.

Следующий этап - это общение внеситуативно-личностное. Особенности детей 6 лет здесь выражаются в интересе к личной информации о взрослом - предметы и явления уже не так занимают, как социальный статус, работа, взаимоотношения взрослых. Все это по-прежнему не связано с конкретной ситуацией общения. При этом детям 5-6 лет по-прежнему важно одобрение и принятие взрослого, за которым они продолжают обращаться.

Общение со сверстниками в 5 - 6 лет отстает по своей глубине от общения со взрослыми. Эта форма называется ситуативно-деловой. Дети общаются друг с другом по поводу созданной ими ситуации, решая задачу, занимаясь делом. Это происходит внутри важнейшего из занятий дошкольника: сюжетно-ролевой игры (игры во врача, магазин и т.п.).

Таким образом ребёнок сначала проходит стадии развития коммуникации с взрослым, а затем - вплоть до подросткового возраста - со сверстниками. В этом и заключаются особенности детей 5 - 6 лет, если мы говорим об общении.

 Саранцева Анна Мария, психолог Центра тренинга и конструкции льтирования "12 коллегий".

Подробно о тренингах для дошкольников можно посмотреть информацию здесь.