м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Отношения братьев и сестер

отношения братьев и сестер советы психологаОтношения братьев и сестер - это сложный семейный процесс. История, которая разворачивается на глазах у родителей, порой мало понятна самим участникам: ревность, мсть, обиды, сочувствие, привязанность, потребность в собеседнике и партнере по игре. Вместе с детьми подумать над их отношениями и даже обсудить их можно с помощью сказки.

Старшие дети (даже при небольшой разнице в возрасте), часто примеряют на себя взрослую позицию. При этом она проявляется не только в заботе и поддержке младшего, но и в контроле. Важно понимать, что модель общения с братом или сестрой старший ребенок берет из своего опыта общения с родителем. Он видит, как ведут себя взрослые в отношении детей и используют те же методы общения, оставаясь за старшего.

К примеру, сестра, оставаясь с младшим братом, считает, что обязана следить за его поведением и, когда тот начинает баловаться, она превращается в маленькую маму, которая указывает ему, что делать хорошо, а что плохо. Естественным последствием становится осложнение отношений между братом и сестрой, непонимание и злость.

Сказку про Лисенка и Медвежонка можно читать совместно и старшему и младшему ребенку, она рассчитана на детей от 3 до 10 лет. 

Жили были в одном лесу лисенок и медвежонок. Лисенок был чуть старше, он был хитрым и умным, а маленький медвежонок любил поиграть и даже иногда устроить какую-нибудь шалость. Весело было дружить Лисенку с Медвежонком. Они часто помогали друг другу, всегда держались вместе. Жили детки у подножия большого Вулкана. Вулкан этот был очень добрый и мудрый, он грел своим теплом малышей.

Но иногда, когда медвежонок начинал слишком сильно баловаться - кидать камешки по вулкану, или бегать по нему, Вулкан начинал злиться и пускал дым и маленькие искры. Медвежонок слышал, как сердится вулкан, и сразу переставал баловаться, становился хорошим и послушным. И так бы и жили они: Лисенок с Медвежонком дружат, а Вулкан помогает зверятам помнить, как вести себя хорошо, а как плохо.

Но в одно утро что то случилось с вулканом. Он заснул. Так бывает иногда с вулканами. Зверята не сразу заметили это. Когда они заигрались, и медвежонок опять забылся и начал баловаться, Вулкан ничего не сделал. Ни дыма, ни искр… И Медвежонок продолжал баловаться. 
Лисенок в это время хотел почитать книжку и никак не мог сосредоточиться. Он понимал, что Медвежонку хочется веселиться, но сам играть не хотел. Смотрел на все это Лисенок и решил:

- Рз Вулкана нет, а я старший, значит я должен успокоить малыша-Медвежонка.

И решил Лисенок, как Вулкан, громко-громко, страшно-страшно крикнуть на друга. Ведь когда вулкан издавал громкие звуки, Медвежонок начинал слушаться.

Но не тут-то было! Медвежонок подумал: "А почему Лисенок на меня кричит? Мы же друзья? Он же не большой Вулкан, почему я должен его слушаться?". И решил не слушать Лисенка, даже ушки себе закрыл и побежал дальше резвиться. Лисенок дальше кричал, но Медвежонок уже его не слышал. 

На следующее утро Вулкан проснулся и увидел, что Медвежонок опять балуется. Улыбнулся Вулкан и позвал Медвежонка небольшой искоркой. Но тот не заметил. Позвал Вулкан еще громче Медвежонка, а тот опять не услышал. Решил тогда Вулкан спросить у Лисенка, что случилось, почему Медвежонок теперь не слышит его. Рассказал ему обо всем Лисенок. 
Подумал подумал мудрый Вулкан, и говорит: "Видишь, Лисенок, Медвежонку не понравилось, что ты на него кричал. Вот он и перестал слышать. Теперь он как заколдованный".

- А как его расколдовать? -спросил Лисенок. - Только теплом и заботой - ответил ему мудрый Вулкан и стал греть Медвежонка. Медвежонок обрадовался возвращению Вулкана и открыл свои ушки и стал вновь хорошим и послушным. Вот так теплом и заботой можно добиться больше, чем самыми убедительными и громкими замечаниями.

После прочтения можно вместе обсудить такие вопросы:

  • Почему Лисенок ругался на Медвежонка?
  • Почему Медвежонок не послушался и что он чувствовал, когда Лисенок стал его ругать?
  • Почему Вулкана он слушался, а Лисенка нет?
  • Что чувствовал Лисенок, когда понял, что Медвежонок его не хочет слушать?
  • Почему Медвежонок заколдовался?
  • Бывает ли у тебя, что ты как будто заколдованный?
  • Что может расколдовать того, кто не хочет больше никого слышать?

Данное обсуждение помогает детям не только понять смысл сказки, но и разобраться в собственной ситуации. При этом не обязательно переходить на обсуждение отношений между ними, обучение происходит с осознанием сказки. В дальнейшем можно будет просто возвращать к ее сюжету: «Смотри, ты сейчас кричишь на брата, а помнишь, как в сказке про Лисенка и Медвежонка было? А вдруг он теперь тоже заколдован, как в сказке? Давай подумаем вместе, каким способом можно его расколдовать?»

Также, Вы можете сами сочинять сказки детям, в которых с помощью метафоры, представлена проблема, вставшая на пути ребенка, а главное – описан конструктивный вариант ее решения.

Мария Борисова, психолог Центра тренинга и консультирования "12 коллегий".

О том, что почитать детям - здесь.