м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Психология развития ребенка. От 0 до 6 лет.

Психология развития ребенка - навыки в нормеПсихология развития ребёнка захватывающа и многогранна, существует множество подходов и взглядов. Сегодня мы освятим теорию, которая на наш взгляд очень применима к жизни - теория развития личности Эрика Эриксона. В основе этой теории лежит идея, что человек развивается в течение всей жизни, что в каждый возрастной период у личности формируется определённое новообразование, и что во многом на это оказывается влияние социум, а, соответственно, в детский период, этим социумом являются родители.

1 этап. От рождения до 1 года жизни. Вопрос: Могу ли я доверять этому миру?Как родитель может помочь: Родителям необходимо своевременно реагировать на сигналы, которые подаёт ребёнок, удовлетворять его потребности, поддерживать эмоциональную связь с ребёнком, играть.Какик ошибки родители могут совершить: не своевременно удовлетворять потребности ребёнка, или только обеспечивать ему физическое благополучие, но не уделять своё внимание ласке и играм.К чему этому может привести: базовое доверие к миру (к окружающим людям, к себе) VS базовое недоверие  миру.

2-ой этап, от 1 года до 3-х лет.Вопрос: Могу ли я сам управлять собой?Как родитель может помочь: с точки зрения психологии развития ребёнка, родителю необходимо позволять ребёнку самостоятельно совершать те действия, который он способен совершить - открывать, закрывать дверцы, вставать, гулять.Какик ошибки родители могут совершить: не давать ребёнку совершать самостоятельно многие действия, излишне его опекать, уберегать.Возможные исходы этого периода: самостоятельность VS нерешительность.

3-ий этап, от 3-х до 6-ти лет.Вопрос: Могу ли я проявлять себя во вне? Как родитель может помочь: психология развития ребёнка в этот период характеризуется тем, что дети активно начинают изучать мир вокруг себя, изучать и интеллектуально, задавая множество вопросов и фантазируя, и физически, ставя разнообразные эксперименты, новые игры. Родителям следует отвечать на эти вопросы, включаться в игрыКакик ошибки родители могут совершить: могут негативно реагировать на множество надоедливых вопросов, отмахиваясь от них, могут сильно ругать, если ребёнок в рамках своей игры, испортил какую-то вещь, могут пресекать фантазии, аргументируя, что это баловство, а нужно заниматься делом.Возможные исходы этого периода:  предприимчивость, инициативность VS чувство вины.

В этой статье мы осветили 3 первые этапа психологии развития детей, в следующей статье мы коснёмся остальных этапов, опишем кризис идентичности, источники комплекса неполноценности, затронем вопрос развития личности после 18-ти.

Алла Жукова, психолог Центра тренинга и консультирования "12 коллегий".

Подробно о развивающих занятиях для детей дошкольного возраста можно прочитать здесь.