м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Психология развития ребенка. От 7 до 18.

Психология развития ребенка: что нужно ребенку?В предыдущей статье мы начали освещать теорию развития личности Эрика Эриксона. Мы успели рассказать первые три этапа:

  • От 0 до 1 года: базовое доверие к миру VS базовое недоверие  миру.
  • От 1 года до 3 лет: самостоятельность VS нерешительность.
  • От 3 лет до 6 лет: инициативность VS чувство вины.

В этой статье мы рассмотрим остальные этапы психологии развития ребёнка.

4-ый этап, от 6-ти до 12-ти лет. Вопрос: Способен ли я что-то создавать?Как родители могут помочь: Психология развития ребёнка к этому моменту предполагает, что ребёнку уже интересно осваивать новые навыки, развивать свои способности. Важно дать ему возможность реализовать это, отправляя его на разнообразные кружки, секции, мастерские. Не так важно, чем именно занимается ребёнок, сколько важно, что у него что-то получилось, что какое-то дело провёл от начала до конца, что есть какой-то ощутимый продукт, что родители и окружающие его за это похвалили и поддержали, что ребёнок пережил ситуацию успеха в своей деятельности.

Какие ошибки родители могут совершить. Родители могут поставить акцент только на учёбу, а если с ней  не ладится, то не пускать ребёнка на кружки, т.к. “на это нет времени”. Или могут не разрешать ребёнку сменить кружок, на котором у него не получается, т.к. “он должен учиться преодолевать трудности”, тем самым лишая его возможности пережить ситуацию успеху. Или обесценивать успехи ребёнка на какой-то мастерской, т.к. “это несерьёзно”.Возможные исходы этого периода:  трудолюбие VS комплекс неполноценности.

5-ый этап, от 12-ти до 18-ти лет. Вопрос: Кто я? Как родители могут помочь: К этому этапу у подростка уже накоплено довольно много информации о себе, об окружающем мире, о том, как он функционирует. Теперь важно соотнести всё эту информацию, что бы одна роль подростка не противоречила другой роли. Родителям важно с терпимостью относиться к экспериментам подростка, поддерживать его.

Какие ошибки родители могут совершить: родители могут слишком активно навязывать свои роли, свои представления о том, каким должен быть их ребёнок, игнорируя психологию развития ребёнка. Наказывать за эксперименты со внешностью, или, например, манипулировать “у моей дочери не может быть очень короткой стрижки”. Могут обесценивать переживания подростка, называя их “глупостью”.К чему этому может привести: идентификация личности VS ролевое смешение.
Существует ещё 3 стадии, которые уже не попадают в психологию развития ребёнка, и там роль родителей косвенна, но эти стадии необходимо обозначить, чтобы сформировать цельное представление об этом подходе.

  • 6-ой этап, от 19-ти лет до 25-ти лет. Близость VS одиночество.
  • 7-ой этап, от 26-ти лет до 64-х лет. Продуктивность VS инертность.
  • 8-ой этап, от 65-ти лет. Цельность Я VS отчаяние.

Таким образом, развитие личности можно условно разделить на 8 этапов, каждый из которых по своему важен.

Алла Жукова, психолог Центра тренинга и консультирования "12 коллегий".

Подробно о психологических тренингах для детей и подростков можно прочитать здесь.