м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Ребенок не слушается в школе и дома

Ребенок не слушается: что делать?Школа организует жизнь ребенка. Некоторое время в начальной школе ученики привыкают к ней. Затем начальные классы заканчиваются, и средняя школа организует время ребенка уже иначе. А в старших классах уже есть возможность влиять на школьный распорядок через выбор предметов для углубленного изучения и выбора экзаменов. В каждый из этих периодов ребенок не слушается по свойственным возрасту и ситуации причинам.

Непослушание в начальной школе может быть вызвано ситуацией обучения. Например, негативные впечатления, полученные в первые недели, или принадлежности, неудобные для ребенка (будь то тяжелый портфель или сломанное крепление на лыжах), или особенности общения с учительницей, с которыми ребенок не справляется конструктивно. А может быть вызвано спецификой навыков и установок, которые есть у ребенка к 1 классу: привычка участвовать во взрослом разговоре и перебивать взрослых может вылиться в конфликт по поводу дисциплины, умение отстоять границы своего личного пространства может соседствовать с неумением чувствовать границы чужого личного пространства.

Важно помнить, что ребенок учится сейчас, а значит - может совершать ошибки.

Когда ребенок не слушается в начальной школе, то для приобретения и закрепления навыков ребенку часто нужно сопровождение взрослого. Как научиться исполнять домашние обязанности или садиться за уроки?

Есть разные способы, но все они организуют среду для ребенка так, чтобы он повторил нужное действие много раз. Это и списки на стене, и картинки на холодильнике, и расписания дня, и системы получения бонусов за выполненное дело. Взрослый создает среду и контролирует, чтобы эта среда была безопасной и приятной для ребенка, а так же - чтобы она всегда работа. Именно поэтому родители назначают последствия или бонусы, а не сам ребенок.

Когда ребенок не слушается в школе, а все нужные навыки у него есть, это может означать, что причина - в отсутствии общего языка с учительницей ( то есть взрослым, который оценивает ребенка) или со сверстниками (в этом возрасте самооценка ребенка опирается в том числе на то, принимают его сверстники или нет). В обоих случаях важно, чтобы школьник пробовал поступать иначе, чем поступает сейчас, и слышал ту обратную связь, которые говорят ему другие люди. А родители могут помочь ему в этом.

На тренингах "Школа общения", "Наука взрослеть" и "Учиться на 5+" мы помогаем ребенку освоить навыки общения, задать важные вопросы и услышать своих ровесников.

Саранцева Анна Мария, психолог Центра тренинга и консультирования "12 коллегий"