м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Ребенок плохо учится. Как исправить ситуацию?

Ребенок плохо учится: как быть?Когда к нам обращается семья с проблемой, что ребенок плохо учится, мы понимаем, что это всего лишь верхушка айсберга, и скрываться под ней может обширный спектр вопросов. В таком случае, задача №1 - понять, с чем именно связанна плохая успеваемость ребенка.

Причины проблем с учебой:

  1. У ребенка не достаточно развиты навыки, необходимые для учебы. Довольно часто бывает так, что его просто не научили учиться, не помогли выработать полезные интеллектуальные привычки, не привили нормы поведения, не организовали его жизнь по режиму и т.д. Другими словами, ребенок может учиться, просто не знает, как это делать эффективно. В таком случае, необходимо восполнить это пробелы воспитания и образования.
  2. Есть существенное несоответствие уровня развития ребенка, его способностей, и требований, предъявляемых к нему в школе. Важно заметить, что плохая успеваемость может быть как в случае очень трудных условий, так и, наоборот, когда учеба слишком легкая для него. В этом случае правильно менять условия обучения на более подходящие.
  3. Ребенок плохо учится, потому что не хочет. Он знает, как учиться, он может делать это хорошо, но не стремится. Для него по тем или иным причинам эта деятельность не имеет значения, не важна. Проблемы с мотивацией никогда не возникают на пустом месте, и если они есть, необходимо детально разбираться, с чем это связанно.
  4. Ребенок находится в состоянии переживания стресса. В его жизни есть обстоятельства, на совладание с которыми необходимо тратить силы, и беречь их на будущее, которое вызывает тревогу. Источником стресса могут быть отношения в семье или отношения со сверстниками, неразрешимый конфликт с кем-то, или внутриличностный конфликт, резкие перемены в жизни, вызывающие беспокойство. В этом случае, чтобы выправилась учеба, необходимо разрешить проблему стресса.
  5. Бывает так, что ребенок плохо учится, потому что он получает от этого какую-то выгоду. Причем этот мотив может быть скрытым и для самого ребенка, не осознаваться. Например, когда возникают проблемы в учебе, он получает больше времени и внимания матери, пусть не очень позитивного, но это лучше, чем дефицит внимания вообще. Или другой пример, родители хотят перевести его в школу посильнее, а он этого очень не хочет, так как потеряет друзей, тогда его плохая успеваемость выступает в качестве защитного поведения. В таких случаях, ребенку нужно помочь осознать свои потребности и найти другой способ их удовлетворения, не через плохую учебу.
  6. В представлениях ребенка может быть идея, что плохо учиться - это хорошо. Эта точка зрения может поощряться в компании его сверстников, может быть позаимствована им из других источников, например, он может узнать, что его кумир в школе учился плохо и т.д. В этом случае с ребенком следует работать на расширение его картины мира.
  7. Довольно часто встречаются случаи, что ребенок плохо учится вследствие ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания, или учителей, проявляющих свой непрофессионализм. Тогда изменения в поведении самого ребенка могут не приводить к желаемому результату, так как вся остальная система взаимоотношений сохраняется прежней и "утягивает" ребенка в привычные модели поведения. А для достижения результата необходимо работать комплексно, например, сразу и с ребенком и с родителями, с семьей, как с системой.

Таким образом, под универсальной фразой "ребенок плохо учится" могут подразумеваться очень разные проблемы, а значит и способы их решения сильно отличаются друг от друга. Одно можно сказать определенно, если проблемы в учебе возникли, на это стоит реагировать, искать причины, разбираться и находить подходящую форму помощи.

 

Загонов Аликпсихолог Центра Тренинга и Консультирования «12 коллегий».
Подробнее о работе психологов в нашем центре можно узнать здесь.