м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Школьная дезадаптация.

Школьная дезадаптация: как ее узнать?

Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс, проявляющийся в нарушении приспособлении ребёнка к школьным процессам, а именно в учебно-познавательной деятельности, взаимоотношении с педагогами, взаимоотношении с одноклассниками. Чаще всего школьная дезадаптация наблюдается в начальной школе, когда дети только осваивают образовательную систему, просто каждый это делает со своей скоростью.

Какие признаки школьной дезадаптации:

1. Соматические признаки: ребёнок часто болеет, плохо засыпает, ему снятся кошмары, плохо встаёт, возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом. 2. Поведенческие признаки: ребёнок дерётся с одноклассниками, хамит учителю, может его ударить, норовит не прийти на урок или уйти раньше.

3. Эмоциональные уровень:: резкие перепады настроения, истерики по вечерам, низкая самооценка, яркие обвинения себя и окружающих даже в незначительных неудачах, становится болеет раздражительным.

4. Познавательный уровень: не успевает делать всё, что делают в классе, не может сделать домашнее задание.

Какие могут быть причины школьной дезадаптации: 

1. Недостаточная подготовленность к школе, не хватает знаний и навыков, ребёнок не успевает по программе за остальными в классе, соответственно, учебный процесс для ребёнка скорее неприятен, нежели увлекателен.

2. Недостаточны развиты социальные навыки. Ребёнку трудно находиться в кругу сверстников, не может установить с ними контакт. Или ребёнку трудно взаимодействовать с учителем, т.к. нет опыта общения со взрослыми (не родителями), авторитет не воспринимается, границы не выстроены.

3. Недостаточна развиты навыки саморегуляции. Ребёнку тяжело сидеть на месте 40 минут подряд на уроке, за 15 минут перемены ребёнок не успевает восстановить свои силы.

4. Физиологически обучловленная неспособность выдерживать школьный темп.

Если во время диагностировать школьную дезадаптацию, то ребёнку можно помочь справиться с множеством его трудностей, связанных со школьной жизнью. Очень важно во время увидеть за ленью неспособность встроиться в систему и просьбу о помощи.

Алла Жукова, психолог Центра тренинга и консультирования "12 коллегий".

Подробно о диагностике с психологом можно узнать здесь.