м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Советы детского психолога.

Советы детского психолога - воспитаниеНаиболее эффективны те советы детского психолога, которые дал специалист уже после знакомства как с ребенком, так и с его родителями. Рекомендации  специалиста тогда будут направлены конкретно на вашего ребенка, с учетом его возраста и ситуации в семье. Однако можно сформулировать несколько принципов, которые будут универсальны для большинства родителей.

Во-первых, родителям следует знать и помнить о возрастных особенностях детей. Иногда взрослые ожидают от ребенка то, что он не может сделать просто в силу физиологических причин, например, из-за устройства своей нервной системы.  Если родители придут на консультацию к психологу, то советы детского психолога могут быть направлены на объяснение интеллектуальных и психических возможностей ребенка в том или ином возрасте.

Так, например, в три года ребенок не может спокойно стоять в очереди, ни чем не занимаясь. В семь лет первоклассник не может писать пропись, вдохновляясь долгосрочной мотивацией иметь красивый почерк, чтобы в 30 лет аккуратно вести рабочие записи.

В подростковом возрасте школьник не может не задаваться странными, с точки зрения родителя, вопросами о философии жизни. Часто его это волнует больше, чем домашнее задание по алгебре.  Поэтому для родителя важно иметь базовые знания о возрастных кризисах детства – о кризисе трех лет и о подростковом кризисе, и немного о психологической разнице возрастов.

Советы детского психолога еще становятся актуальными, когда взрослые недовольны самостоятельностью своего ребенка. Здесь особенно часто родители допускают одну популярную ошибку. Если долгое время делать что-то за ребенка, например, собирать портфель в школу, а потом в 6 классе решить, что он уже взрослый, должен делать это сам, и дать ему задание собирать свои вещи самому, тогда с большой вероятностью ребенок не справится, и всю семью постигнет огорчение.

Он будет забывать то одну тетрадь, то другую, в дневнике появятся записи от учительницы, и в итоге раздосадованный родитель утвердится в том, что его чадо самостоятельно даже свой рюкзак собрать не может.   Родитель в этой истории лишь пропустил промежуточный шаг – когда ребенок учится это делать вместе со взрослым. 

Этапы ситуации с рюкзаком могли бы быть такими:

 

  • родитель собирает рюкзак ребенка при нем, при этом комментирует вслух, как он это делает («Сейчас я открою дневник и посмотрю, какие у тебя завтра уроки. Я вытащу учебники по этим предметам и положу на стол»… и тд). Ребенок смотрит и слушает;
  • родитель предлагает ребенку собрать рюкзак по одному-двум предметам и рассказывать, как он это делает, находясь вместе с ним. Остальные предметы собирает родитель прошлым способом;
  • ребенок собирает рюкзак сам в присутствии родителя, который его подбадривает и задает вопросы, наводящие на мыслительный процесс, но не указывает или подсказывает;
  • ребенок собирает рюкзак, а родитель рядом, но занимается каким-то своим делом, время от времени подбадривая ребенка своим взглядом или другим вниманием;
  • ребенок собирает рюкзак сам без какого-либо участия родителя.

 

Таким образом, ошибка взрослого – это не учитывать зону ближайшего развития ребенка, задавая ему задачку как бы через ступеньку его возможностей.  Описанная последовательность может касаться любого возраста и деятельности – когда малыш учится застегивать пуговицы, когда школьник собирает физкультурную форму или моет клетку хомяка.  Этот же принцип используется, когда взрослые учатся вождению автомобилю. Никому в голову не приходит посадить за руль ученика и отправить его в одиночную поездку, после того, как он лишь наблюдал за вождением инструктора. Обязательным является этап вождения в присутствии инструктора на учебном автомобиле со второй парой педалей. Даже после получения прав некоторые взрослые какое-то время продолжают ездить лишь с опытным водителем на пассажирском кресле. Помните этот пример последовательного обучения, когда захотите развить самостоятельность у ребенка.

Если вас интересуют советы детского психолога про развитие детей, вы можете прийти на консультацию к специалисту.

Юлиана Исакова, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».

Подробнее о консультациях психолога в нашем центре можно прочитать здесь.