м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Творческая среда у Вас дома

В прошлом выпуске мы говорили о том, как можно организовать у себя дома пространство, подходящее для творчества и почему творчество важно и полезно для ребенка. А в этой статье мы расскажем о том, как с помощью творчества можно исследовать и развивать отношения между родителем и ребенком.

Многие люди считают, что в творчестве важен только результат – насколько красивой получилась картина, насколько елочка похожа на елочку, соответствуют ли пропорции человечка реальности, гармонично ли подобраны цвета. Безусловно, результат важен, и именно результат ценится в обществе, им меряются способности и достижения.  Однако, с психологической точки зрения, именно процесс творчества является наиболее важным. Именно в процесс мысли, фантазии, представления, чувства ребенка высвобождаются, соприкасаются с реальным миром, и переживаются. В процессе создания произведение у ребенка есть возможность моделировать реальность: планировать, изменять, переделывать. Именно за счет такого моделирования дети могут переосмыслить свой опыт и освоить новые способы поведения. Поэтому совместное творчество с ребёнком может быть хорошей моделью ваших реальных отношений.

Как организовать совместное творчество с ребенком?

  1. Создайте подходящую атмосферу для творчества.
  2. Выберите технику для совместного творчества (это может быть лепка, аппликация, игра в песочнице, игра на музыкальном инструменте, танцы – то, что придется по вкусу обоим участниками процесса).
  3. Подготовьте материалы (лучше делать это вместе). Дайте ребенку инструкцию.
  4. Погрузитесь в творческий процесс.
  5. Обсудите с ребенком полученные результаты.
  6. Похвалите его и себя – вы молодцы, что нашли время, договорились и вмести сделали что-то замечательное.

 

Техники для совместного творчества могут быть абсолютно разные, но мы предлагаем начать с одной из самых простых и наглядных - «Совместное рисование».

  • Для совместного рисования понадобятся: большой лист, лучше A2 или А1; краски (акварель или гуашь); кисточки, вода.
  • Инструкция, которую нужно дать ребенку:«Перед нами лежит большой лист.  Он – наше общее место. Сейчас мы с тобой отправимся в это место, и будем там с тобой разговаривать. Только разговаривать будем особенным способом – совершенно без слов и звуков, а с помощью красок. Сейчас нам с тобой надо выбрать себе голос»(Родителю и ребенку необходимо выбрать себе по одному цвету – этими цветами вы и будете общаться).«Теперь мы с тобой будем разговаривать на листе этими цветами в течении 5 мин, но очень важно помнить, что нельзя издавать никаких звуков. Поехали!»
  • После это взаимодействуйте с ребенком на листе с помощью краски в течении 5 мин.
  • Когда время вышло, проанализируйте совместное творчество, обсудив с ребенком следующие вопросы:

Понравилось ли тебе так разговаривать?

Что ты хотел рассказать?

Получилось ли это рассказать?

Удалось ли о чем-то договориться?

Кто в разговоре был главный?

Как бы тебе хотелось и заменить разговор?

Что ты чувствовал в процессе работы.

Также необходимо поделиться с ребенком и своими ответами на эти вопросы, увидеть в вашем восприятии взаимодействия сходства и различия.

  • Задание для родителя: Посмотрите на вашу работу со стороны – какого цвета больше, вашего, или ребенка? Как вы думаете, кто был лидером? Похоже ли то, что получилось на картине на ваши реальные отношения? 
  • После анализа и обсуждения попробуйте повторить упражнение еще раз – на новом листе. Произошли ли изменения? 

Данная техника поможет представить ваше взаимодействие с ребенком в виде цветовой модели. Попробуйте вместе придумать способ, чтобы каждый из творцов остался доволен результатом. Возможно, этот способ поможет улучшить отношения с ребенком в жизни.

Вот так вот приятно и с пользой можно заниматься творчеством вместе с ребенком. А в нашем центре «12 коллегий» мы приглашаем ребят на «Творческую среду», где у ребенка будет возможность не только реализовать свои творческие идеи и пообщаться с другими ребятами в процессе творчества, а еще и научиться регулировать свои эмоциональные состояния, справляться со стрессом с помощью искусства.

Наталья Скутина, психолог Центра Тренинга и Консультирования «12 коллегий».

Подробнее о группе Творческая Среда в нашем центре можно узнать здесь.