м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Творческое развитие ребенка.

Творческое развитие ребенка происходит постепенноТворческое развитие ребенка в возрасте от 0 до 10 лет происходит особенно активно. Это время вопросов и поиска решений, время, когда задачи и обучение интересны сами по себе. Для того, чтобы любознательность и воображение ребенка развивались ему необходимо сопровождение взрослых.

Поддержка учителя, родителей, няни может оказываться двумя способами: на каждом из этапов изобретательства и при переходе от одного этапа к другому. Рассмотрим это подробнее.

Постановка проблемы.

Взрослый может давать ребенку головоломки, раскраски с примерами, вещи, в которых что-то сломано и предлагать решить эту сложность. При выполнении уроков можно отвечать на «я ничего не понимаю!» просьбой показать, в какой момент понимание исчезает, какая часть задачи – дурацкая или прямо настаивать на том, чтобы был сформулирван конкретный вопрос. Последний вариант актуален, если ребенок старше 2 класса и обучается успешно. В противном случае фраза «я ничего не понимаю!» может быть криком о помощи и быть просьбой «поддержи меня – я в себя не верю!».

Когда проблема поставлена важно предоставить ребенку самостоятельность. Дальше он должен поискать сам.

Перебор вариантов.

Второй этап часто можно устраивать как «мозговой штурм». Помните, что это специальная техника. Она состоит из трех этапов, каждый – важен. Основной принцип: принимаются все идеи, которые приходят в голову.

Здесь взрослый может предложить ребенку записать всё, что приходит в голову, или записывать за ним. Предлагать соединять противоположные качества, соединять немыслимое (например, точилка и мусорка), предлагать абсурдное.

В какой-то момент силы иссякнут. А придумано ничего не будет. Такое случается. Это значит, что творческий процесс продолжается на более глубоком уровне.

Фрустрация.

Наступает время, когда творец недоволен собой, задачей и уверен, что не справиться, что решить ее невозможно. Это трудный эмоционально этап. Хорошо, если родитель будет рядом с ребенком, но не будет его подбадривать.

Через некоторое время предложите заняться чем-то другим.

Инкубация.

Тогда наступит четвертая пора творчества – задача глубоко в подсознании, она не заброшена, но как бы отложена в сторону. При этом сам создатель сможет отдохнуть, накопить силы, побыть успешным в каком-то ином занятии, прислушаться к себе и понять, что ему важно

Инсайт.

Фактически, это помогает посмотреть на вызов и условия задачи под другим углом, но сохраняя в памяти все свои идеи. Именно в этом состоянии приходит в голову решение. Инсайт – это мгновенное пронизывающее открытие, в котором несовместимые детали складываются, как пазл.

Если пятый этап ребенок проходит сам, то для закрепления результата часто важно настоять, чтобы ребенок реализовал свою идею, доделал. Тогда он проверяет её, получает необходимые навыки самодисциплины и опыт реального, ощутимого, а не воображаемого (как инсайт) триумфа над сложностью. Это и есть последний этап – разработка и осуществление деятельности.

Творческое развитие ребенка – это процесс решения задач. Он состоит из нескольких этапов. Научить ребенка осуществлять каждый из них качественно может взрослый. Важно, чтобы в первые разы он создавал условия для подростка или школьника, был рядом.

Саранцева Анна Мария, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».

Подробнее о развивающих занятиях со школьниками можно прочитать здесь.