м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Умственное развитие детей

Умственное развитие ребенка в разные возрастаУмственное развитие детей начинается со знакомства с окружающей средой и переходит в область воображаемой окружающей среды. Путь от операций с конкретными предметами до реалистичного воображения этих операций можно разделить на несколько стадий:

  • сенсомоторная стадия;
  • стадия конкретных операций;
  • стадия формальных операций.

Сенсомоторная стадия.

Умственное развитие ребенка от 0 до 2 лет происходит через взаимодействие с предметами. Сначала он овладевает собственным телом: научается фокусировать взгляд, по-разному и более точно хватать предметы, появление движений не заложенных природой (хватание бутылочки с молочком) и, наконец, целенаправленные действия (отодвинуть руку взрослого, чтобы дотянуться).

В это время нервная система ребенка развивается и позволяет ему овладевать мышцами. Без этого периода здоровое развитие интеллекта невозможно.

Когда малыш открывает для себя последовательности действий, замечает, что одна цель (пододвинуть коврик) приводит к достижению другой (игрушка стала доступна), - тогда можно говорить о переходе на следующий уровень.

Стадия конкретных операций.

В два года происходит знакомство с символами. Особенно активно это происходит в рисовании. Палочка обозначает нос, метелка обозначает руку. Ребенок ловит существенные детали, остальные считает несущественными (например, количество пальцев). Постепенно это знание о мире уточняется. Символы становятся более реалистичными.

А с 5 до 8 лет он учится различать форму и объем: форма кусочка пластилина не влияет на его количество, а длина не означает больший объем. К 9 годам ребенок уже может классифицировать предметы, расставлять их в ряды (по возрастанию или убыванию). К 11 годам ребенок может уже решать формальный задачи, воображать изменения скорости и времени, обращаться с перспективой.

Это позволяет решать логические задачи и переходить к мышлению без конкретных физических опор.

Стадия формальных операций.

Мышление, оперирующее гипотезами, цепочками связанных фактов, сводящееся к конкретному выводу, - достижение подросткового возраста. Оно формируется с 11 до 15 лет. Фактически это соответствует 5 - 9 классам средней школы.Умственное развитие ребенка до школы питается знакомством с многообразием окружающей среды.

Ребенку важно экспериментировать и пробовать на вкус, цвет, запах, ощущение и т.д.Умственное развитие ребенка после поступления в школу и, особенно, в средней школы во многом опирается на его отношение к обучению и раскованности в познании. Этому способствуют поддерживающие отношения в классе и умение выдумывать, исследовать.

Ребенку важно уметь и ценить свои ошибки. Этому мы учим на тренинге "Учиться на 5 +".

Саранцева Анна Мария, психолог Центра тренинга и консультирования "12 коллегий".

Подробно о тренинге "Учиться на 5+" можно прочитать здесь.