м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Уроки летом

Уроки летом: советы психологаЛето - прекрасный шанс побыть успешным в обучении. Ребёнку трудно представить себе отложенный результат, поэтому рассказывать о том, как хорошо и легко он будет учиться в следующем году почти бессмысленно. Можно сделать учёбу увлекательной, интересной и радостной прямо сейчас, летом.

Как делать уроки летом? Могут помочь несколько приёмов.

Важный аспект летних уроков - это шанс восполнить пробелы, образовавшиеся пока ребёнок болел, переживал о чем-то другом, просто не понимал учителя. Такие пробелы мешают усваиванию нового материала. Однако сам ребёнок с этой задачей может не справиться.

Чем больше пробелов, тем больше сопровождения в изучении ему нужно от взрослого. Репетитор может оказать и информационную, и эмоциональную поддержку. До 5 класса роль его может играть детский психолог.

Занятия конкретным предметом с репетитором или родителем важны, потому что старшие могут объяснить и указать на ошибки, проконтролировать. Они полезны, если мнения взрослого безоценочны. То есть ученик выполняет упражнения, а родитель даёт ему обратную связь по поводу того, правильное решение или куда-то закралась ошибка,но не повышает тона, не даёт оценку интеллекту (балбес), высказывает своё мнение, а не указывает на ошибки. Например, вместо "Ты неправильно решил" можно сказать "Меня смущает ответ, может быть где-то ошибка, посмотри, пожалуйста".

Чем более ребёнок не уверен в себе, тем больше у него сложностей в школе и тем более уместна эта осторожность.

Когда ребёнок делает уроки летом с вами, он ещё и выстраивает новые учебные отношения со взрослым. Важно, чтобы они были позитивными, если с учителями отношения не складываются.Часто бывает сложно удержать границы: поддерживать и не потакать, заботиться и не поддаваться на манипуляции. Вам может помочь следующий ход: предложить простую и четкую систему "наград", с тарифами типа " столько-то заданий = особенное развлечение". Начиная с 10-11 лет ( между 4 и 5 классом) полезно придумывать эту систему вместе.

Таким образом ответственность за то, чтобы развлечение состоялось, делится между взрослым и ребенком.

Отмечу две важные особенности подобных контрактов:

  • совместное время с родителями не может играть роль валюты (иначе только отличника любят родители);
  • у ребёнка есть джентельменский набор неприкосновенных развлечений и отдыха, который доступен вне зависимости от уроков (это снижает опасность быть неуспешным учеником).

Лето - время усвоить полезные интеллектуальные привычки, развить креативность и повысить ощущение успешности в процессе выполнения заданий. Самая хитрая часть летних занятий заключается в придумывании того, что будет интересно и вам, и вашему ребёнку. Ведь первое отношение к школе у детей складывается именно в семье.

Полезно ли делать уроки летом? Если это азартная игра - да! Делайте вместе гербарии, устраивайте Дни Чтения на Пикнике, обсуждайте, на какой скорости быстрее укачивает и на каких качелях центробежная сила больше. Познавательных вам совместных каникул!

Саранцева Анна Мария, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».

О развивающем лагере «12 коллегий» можно прочитать здесь.