м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru

Диагностика готовности к школе

Диагностика готовности к школе

Родители старших дошкольников иногда сталкиваются с ситуацией, когда ребёнку в подготовительной группе детского сада рекомендуют остаться там ещё на год. Разобраться с тем, необходимо ли это, может помочь диагностика готовности к школе. Эта процедура обычно проводится с детьми в возрасте 6-7 лет, родители которых думают о школе для ребёнка с ближайшего сентября. Вот перечень вопросов, ответы на которые даёт диагностика готовности ребенка к школе:

  • Каким образом моему ребенку нужно готовиться к школе?
  • Стоит ли идти  в школу в этом году или лучше подождать еще год?
  • Как я смогу помочь ребенку адаптироваться в первые школьные месяцы?
  • Как я могу повлиять на образовательный процесс моего ребёнка?

Готовность ребенка к школе зависит как от интеллектуальной, так и от личностной зрелости ребенка. Поэтому диагностика психологической готовности к школе содержит:

  • исследование уровня развития психических функций (памяти, внимания, мышления),
  • определение меры владения интеллектуальными операциями, необходимыми для успешного обучения в школе,
  • изучение личностной сферы (сформированность внутренней позиции школьника, особенности протекания кризиса предшкольного возраста).


Диагностика готовности к обучению в школе – достаточно длительный процесс. Первая встреча проходит примерно полтора часа, на ней присутствуют ребёнок и психолог, который заранее подбирает разнообразные методики. Каждый психологический тест, который проводится с ребёнком, проходил сертификацию и процедуру валидизации, именно это позволяет нам использовать их в нашей работе. Обучение – это сложный процесс, поэтому для оценки готовности ребенка к школе диагностики из тестов может не хватать. Для того, чтобы получить полную картину готовности к школе, диагностика психологом может состоять из различных проективных методик, игр и заданий на придумывание историй и т.д.

На второй встрече присутствуют только кто-то из родителей и психолог. На этой встрече рассказывается, какие методики использовались, какая была цель у этих методик, презентуются результаты диагностики готовности к школе. Вместе с родителями психолог обсуждает, какие сферы у ребёнка развиты достаточно, а какие требуют помощи, предлагает конкретные решения, как повлиять на это. Такая психологическая диагностика детей к школе полезна тем, что родителям предлагаются различные варианты помощи – от индивидуальных консультаций до групповых занятий, которые моделируют школьный мир.

Диагностика психологической готовности ребенка к школе может содержать следующие вопросы и темы в зависимости от сферы, которую тестирует психолог:

  • Интеллектуальная готовность
  • Наличие широкого кругозора и запаса знании.
  • Сформированность начальных умений учебной деятельности.
  • Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).
  • Логическое запоминание.
  • Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.
  • Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.
  • Развитие фонематического слуха
  • Личностная готовность

Зачастую здесь используется экспресс диагностика готовности к школе, которая затрагивает следующие темы:

  • Принятие новой социальной позиции.
  • Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
  • Развитие познавательных критериев, любознательности.
  • Развитие желания ходить в школу.
  • Произвольное управление своим поведением.
  • Объективность самооценки.
  • Потеря «детскости», непосредственности

Социально-психологическая готовность

  • Гибкое владение способами установления взаимоотношений.
  • Развитие потребности в общении.
  • Умение подчиняться правилам и нормам.
  • Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

Здесь диагностика готовности детей 7 лет к школе затрагивает следующие темы:

  • Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).
  • Эмоциональная устойчивость.
  • Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.
  • Умение ограничивать эмоциональные порывы.
  • Умение систематически выполнять задания.


Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению – это способ понять, нужно ли стараться подтягивать ребёнка под требования школы или же лучше дать ему возможность развиваться в своём темпе.

Компоненты психологической готовности

Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность

  •  Наличие широкого кругозора и запаса знании.
  • Сформированность начальных умений учебной деятельности.
  • Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).
  • Логическое запоминание.
  • Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.
  • Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.
  • Развитие фонематического слуха

Личностная готовность

  • Принятие новой социальной позиции.
  • Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
  • Развитие познавательных критериев, любознательности.
  • Развитие желания ходить в школу.
  • Произвольное управление своим поведением.
  • Объективность самооценки.
  • Потеря «детскости», непосредственности

Социально-психологическая готовность

  • Гибкое владение способами установления взаимоотношений.
  • Развитие потребности в общении.
  • Умение подчиняться правилам и нормам.
  • Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

  • Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).
  • Эмоциональная устойчивость.
  • Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.
  • Умение ограничивать эмоциональные порывы.
  •  Умение систематически выполнять задания.