м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru

Психологическая диагностика подростков (12-17 лет)

Подростковый возраст характеризуется резкими изменениями в жизни ребёнка. Меняется как физиология, так и психолого-социальная составляющая личности подростка. И если первые изменения видны как подростку, так и окружению, то перемены на ментальном уровне не осознаются и вызывают трудности в становлении личности. Для получения ответов и понимания характера работы с ребенком проводится психологическая диагностика подростков.

Подростковый возраст часто называют переходным. Этот период   между детством и взрослостью. Возникновение и развитие новообразований в этом возрасте, растянут во времени и происходит неравномерно, из-за чего в подростке одновременно есть и "детское", и "взрослое". Исходя из этого психологи выделяют две направленности в развитие подростка.

  1. Тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.);
  2. Помогающая взрослению (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.).

Данный аспект создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте — от школьников, с детским обликом и интересами, до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни.

По Л. С. Выготскому, подростковому возрасту присуще 2 тенденции:

У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруизмом, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность — в умственное равнодушие, страсть к чтению — в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству — в любовь к рутине, увлечение наблюдениями — в бесконечные рассуждения. С. Холл называл этот период периодом "бури и натиска", описывая его содержание как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает чувство индивидуальности.

Также подростковый этап жизни рассматривается с точки зрения ведущей деятельности. Этот термин ввел в психологию советский психолог  А.Н. Леонтьев. Оно обозначает деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной степени развития его личности.

Опираясь на периодизацию, основанную на понятии "ведущая деятельность", разработанной Д. Б. Элькониным, можно сказать, что с 12 до 15 направлена на познание системы отношений в различных ситуациях. Перейдя период пятнадцатилетия у них возникает потребность в учебно-познавательном развитии.

Диагностика социально психологической адаптации подростков помогает в разрешении проблем, связанных с периодом 12-15 лет. В свою очередь в период старшего школьного возраста будет полезным проведение диагностики, связанной с профессиональной направленностью.

Итак, методики психологической диагностики подростков направлены на изучение:

  • исследование уровня развития психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • определение уровня интеллекта;
  • выявление уровня тревоги, депрессии и агрессивности;
  • изучение эмоциональных особенностей ребенка;
  • исследование сферы отношения (в семье, в школе);
  • профессиональной направленности;
  • социального типа личности;
  • мотивационной сферы