м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru
Что должен уметь ребенок в 5?

Что должен уметь ребенок в 5? нормы развития детейРебенок появляется на свет, начинает ходить и говорить, идет в садик. Затем идет в подготовительную группу садика, а потом и в первый класс – все время встает вопрос о том, соответствует ли он своему возрасту. В детском саду становится актуальным вопрос: что должен уметь ребенок в  5 лет? Остановимся на интеллектуальном развитии ребенка.

Почему?

Дети в этом возрасте активно познают мир – им интересны свойства предметов, причины.  Формируется представления о явлениях природы: почему луна не падает? Почему ветер дует? Почему гусеница ползет? Почему мартышка зевает?  Пятилетка в ответ строит теорию о том, как это происходит, описывает причинно-следственные связи. Эти связи аналогичны бытовым ситуациям (мальчик наверху дует в трубу) или сказкам (на звездах живут ангелы).

Обобщение

Основная цель освоения новой ступени мышления – правильное обобщение (обувь, транспорт, еда, ягоды – овощи etc.). Ваше чадо в 5 лет легко может сконцентрироваться на речи взрослого, следовать инструкции из трех – четырех последовательных действий и повторять небольшой блок информации, которую тот произнес. Например, понять слова «Послушай, что я скажу, и повтори за мной: 3, 5, 8».

Мальчики и девочки в этот период  уже разливают собственную точку зрения от точки зрения другого человека и умеют их соотносить. Например: мне нравится игра, другому она не понравилась – я объясню другому как сделать приятно и ему и мне.

Сюжетно-ролевая игра.

Игра – ключевой процесс детства – это то, что должен уметь ребенок в 5 лет. Тут возникает яркая необходимость в кооперации со сверстником для нее. Происходит усвоение отношений между людьми и своего, детского, места в них. Кроме того, формируется идеальный образ поведения. Идеальные ситуации. В 3  года этого плана еще нет и все происходящее с ребенком (его эмоции и его действия) характеризуют мир вокруг.

В игре ребенок 5 лет повторяет действия взрослых, которые его окружает. Этот процесс очень специфичен и отвечает следующим критериям:

  • дети играют роль именно взрослого человека, обобщая его действия, выделяя главную из операций;
  • их операции не повторяют деталей, но верно передают отношения роли с другими предметами и людьми (врач лечит других, мама кормит ребенка);
  • Сюжет игры – это последовательность операций (повторяются действия, а не
  • перенос значений с одного предмета на другой (только те, с которыми можно произвести характерные действия: кубики не могут быть деньгами, а листья сирени – да);
  • есть правила, роли сверстников в игре связаны (если один водитель, то второй – пассажир); более того – ребенок получает удовольствие оттого, что действует по правилам.

Так происходит усвоение отношений между людьми, ребенок перенимает иную точку зрения на ситуацию, чем у него.  В некоторых сюжетно-ролевых играх утверждаются иерархические отношения: ребенок – родитель, ребенок – взрослый, ребенок - учитель.

Действия.

Ребёнок хочет повторять за взрослым его действия, ему интересно осваивать новые. Происходит это спонтанно, только к концу дошкольных лет (6-7 ) он полностью перейдёт от реактивного обучения к учению по программе, составленной взрослыми. В  лет дитя стоит учить повторять действия за взрослым. Ребёнок в 5 лет уже предугадывает многие действия взрослого, может сосредоточенно работать над продуктом - ему важен продукт деятельности, а не только эмоции о время действий. В 3 – 4 года ребенку интересно рисование, а в 5 лет он оценивает уже свой рисунок и вносит в него характерные для действительности детали.

Повторять последовательность действий, осваивать сюжетно-ролевую игру и вовлекать товарищей в нее, группировать предметы по общим свойствам – вот все то, что должен уметь ребенок в 5 лет.

Саранцева Анна Мария, психолог Центра тренинга и консультирования "12 коллегий".

На нашем сайте можно побробно прочитать о развивающих занятиях для детей 5 лет и подготовке к школе.



м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30