м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru

Диагностика готовности к школе

На протяжении взросления ребенка сопровождают различные специалисты, в том числе часто большое значение имеет работа психологов. Психологическая программа для детей может создаваться специалистами для разных целей, которые актуальны для ребенка в данный период его жизни, а так же соответствуют запросам родителей.

Программы психологического развития детей могут разрабатываться для занятий с конкретным ребенком, если речь идёт об индивидуальном сопровождении или индивидуальных консультациях. Кроме того существуют и групповые форматы психологической работы, и в таких программах занятий с группой детей акцент делается на следующем:

  • Развитие личности каждого участника
  • Осознание, понимание себя за счёт получения обратной связи в безопасной обстановке от психологов и других участников
  • Развитие навыков общения, самовыражения
  • Тренировка новых навыков и разных ролей, которые затем можно будет применить в жизни.

Такой формат даёт возможность исследовать и прорабатывать те сферы, ориентироваться в которых ребенок чаще всего научается «по ходу дела». На практике же оказывается важным уделять им отдельное внимание. Это нужно для того, чтобы развитие ребенка проходило гармонично, своевременно и способствовало успешной адаптации к окружающему миру. Речь идёт о таких сферах, как решение конфликтов, способы справляться со стрессом, распознавать свои эмоции, договариваться, понимать свои потребности, оценивать возможности и так далее.

Один из примеров - развивающая психологическая программа для детей по подготовке к учёбе в школе. Эта психологическая программа ориентирована формирование готовности ребенка к новому жизненному этапу. Вместе с началом учёбы в школе меняется и привычный распорядок жизни, и формат взаимодействия со взрослыми и сверстниками, появляются новые обязанности, а привычная игровая деятельность переходит в учебную. Вместе с этим появляются оценки, домашние задания…

К таким серьёзным изменениям в жизни ребёнок должен быть хорошо подготовлен не только умственно (к примеру, уметь считать и знать буквы), но и психологически. Ведь эти изменения являются источником стресса, с которым ребёнку справиться нелегко. Низкая готовность может быть причиной трудностей в адаптации, что приводит к снижению оценок, ухудшению отношений с одноклассниками, учителями, в семье.

Программа психологической подготовки детей к школе способствует формированию личностной готовности к учёбе и профилактике дезадаптации в первом классе. В такую программу не входит обучение счёту и письму по прописям. В данном случае речь идёт о развитии личностных качеств ребёнка и приобретении таких навыков, которые помогут и ребёнку, и всей семье пройти этап адаптации быстрее и легче.

Программа психологической готовности ребенка к школе состоит из нескольких блоков.

  1. Социально-психологический. Прежде всего, это общение, установления контакта с людьми и группой людей: умение договариваться, знание о том, в каком формате возможно взаимодействие с учителем, с разными одноклассниками и т. д.
  2. Волевой компонент включает развитие самоконтроля, усидчивости и терпеливости.
  3. Эмоциональный блок составляют темы отношения к себе или самооценки. Здесь ставятся следующие вопросы: «Как я переживаю неудачи?», «Как я реагирую на свои ошибки?», «Как я добиваюсь успеха?», «Как я отношусь к оценкам?».
  4. Интеллектуальный аспект подразумевает наличие у детей знаний о том, что будет происходить в школе и как лучше всего действовать в различных ситуациях.

Во время групповых занятий некоторые из блоков реализуются в процессе контролируемого психологом взаимодействия детей между собой. Что-то достигается специальной тренировкой, часть необходимых навыков и знаний дети получают в процессе обсуждения специальных сказок, повествующих о школьной жизни.

Важно отметить, что программа психологической готовности ребенка не может основываться только на работе с ним.  При адаптации к новым школьным условиям на первый план выступает взаимодействие с родителями. Семья также должна быть подготовлена к предстоящим школьным изменениям. Поэтому важной частью программы является информирование родителей о том, что именно можно сделать, чтобы подготовить ребенка, как можно повлиять на психологическую подготовку ребенка к школе, чтобы адаптация прошла более успешно.


м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30