м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru

Психологическая диагностика дошкольников

Психологическая диагностика детей 3 лет обычно состоит из нескольких этапов, которые сменяют друг друга:

  • Оценка когнитивных способностей ребёнка (например, как работает его внимание, как развита память);
  • Самооценка ребёнка по разным параметрам;
  • Оценка эмоционально-волевой сферы (сюда относится и оценка ребёнком своих отношений с другими людьми – как с семьёй, так и со сверстниками).

Диагностика психологических особенностей дошкольников может занимать от шестидесяти до девяноста минут, что довольно много для детей такого возраста, поэтому мы стремимся подбирать разнообразные методики, некоторые из которых требуют усидчивости, а некоторые подразумевают движение и игру.

Индивидуальная психологическая диагностика дошкольников подразумевает две встречи. Первая из них – это непосредственно само тестирование, когда психолог немного общается с родителем, а потом с ребёнком. Вторая встреча проходит в форме обратной связи только с родителем – психолог рассказывает, какие методики он использовал, как себя проявил ребёнок. Вместе с мамой или папой психолог обсуждает, что в развитии и поведении ребёнка может нуждаться в помощи или коррекции, какими методами этого можно достичь, нужно ли ребёнку дополнительно ходить на психологические группы или на индивидуальные занятия с психологом. Зачастую мы советуем, в каких источниках можно ещё почитать именно про те сложности, которые волнуют сейчас эту конкретную семью. Если психолог замечает, что малышу необходимо посетить кого-то ещё из специалистов (например, невролога), то он сообщает об этом, иногда рекомендуя и конкретную клинику или доктора.

Почему именно так?

Первая причина - особенности возраста, состояние ребенка.

В дошкольном возрасте за очень короткое время происходит очень много изменений внутри ребенка, иногда эти изменения удивляют или тревожат взрослых. В этих случаях может рекомендоваться психологическая диагностика дошкольников. Обычно в среднем и старшем дошкольном возрасте у ребёнка происходит перенаправление интереса ребёнка на сферу взаимоотношений между людьми и особенно сверстниками. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

Вторая причина - ориентируемся на зону ближайшего развития у дошкоьлника.

Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном (какой я, какой я по отношению ко мне родителей) и Я-идеальном (какой я, каким я могу быть хорошим?) начинают отличаться более четко. Происходит развитие познавательной сферы ребёнка: развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: эмоциональные, моральные, эстетические.

Какие методики используем?

Психологические методики диагностики дошкольников, которые мы используем, достаточно обширны, чтобы психолог смог в полном объёме оценить все те параметры, которые мы упомянули выше. Сюда могут относиться:

  • Письменные методики (например, различные шифровки);
  • Устные задания (например, на слуховую память);
  • Проективные методики (например, рисуночные тесты);
  • Беседы и игры с психологом.

Психологическая диагностика дошкольников – это хорошая возможность родителям получить советы в развитии и воспитании детей, стать более уверенными в этих вопросах и даже обратиться за помощью к опытным специалистам нашего центра.


м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30