м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30
12@12kollegiy.ru

Общение и эмоции (12-13)

[Image File], Фотография (photo)
Filename: o_i_e_1.jpg;
Filepath: ./images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_1.jpg;
Filepath: /images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_1.jpg;
Size: 36174
Extension: jpg
606 1080
1 занятие

1 занятие

Прошла первая встреча группы "Общение и Эмоции". Мы многое успели за два часа - познакомились, поделились своими ассоциациями со словом "общение" - сначала представлялись исключительно положительные слова и образы, но потом ребята вспомнили, что общение может вызывать и неприятные эмоции, от лёгкого раздражения до гнева. Чтобы узнать, какие темы разговора интересуют участников, им было предложено написать по 5 интересующих их тем для общения, а после все подходили друг к другу и голосовали, чтобы выбрать наиболее актуальные темы для нашей группы. Результаты на второй встрече. Для подведения итогов каждый участник поделился рецептом коктейля, который, по его мнению, он "пригубил", находясь в этой группе, получилось ярко и честно.



[Image File], Фотография (photo)
Filename: o_i_e_2.jpg;
Filepath: ./images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_2.jpg;
Filepath: /images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_2.jpg;
Size: 44412
Extension: jpg
606 1080
2 занятие

2 занятие

На 2ом занятии к нам в группу присоединились еще новые участники, и мы продолжили знакомиться. В этот раз каждый из ребят формулировал 3 слова, которые бы могли его описать. Таким образом, у ребят уже начинает складываться первое впечатление друг о друге. Чтобы участники могли проявить бОльшую инициативу в узнавании друг друга, мы проводили интервью: каждый формулировал два вопроса, ответы на которые узнавал у остальных. Это позволило нам увидеть, что закрытые вопросы не помогают в создании диалога, в отличие от открытых, на которые отвечать интереснее, но иногда труднее.

После перерыва ребятам предстояло задание на ассоциации: каким животным ты себя чувствуешь в общении, когда ты в классе/дома с семьей/в группе/один? Некоторые ощущают и используют схожие модели поведения, но вообще при перемене окружения подросткам свойственно перевоплощаться. Это навело нас на разговор о масках: тот образ, как каждый проявляет себя на группе, еще не говорит о том, какой это человек по жизни. Стоит также отметить, что подростки уже пробуют давать друг другу обратную связь, о том как им быть вместе. Сейчас у нас есть группа активно проявляющихся и группа наблюдающих. Участники находятся в поиске баланса между этими двумя позициями.



[Image File], Фотография (photo)
Filename: o_i_e_3.jpg;
Filepath: ./images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_3.jpg;
Filepath: /images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_3.jpg;
Size: 32016
Extension: jpg
720 960
3 занятие

3 занятие

На третьем занятии у нас сформировалось несколько традиций. Во-первых, теперь каждую встречу мы включаем в сценарий занятия одну из тем, за которую проголосовали ребят. Во-вторых, у нас появилась новая система обратной связи: каждый анонимно в конце занятия пишет четверых претендентов на номинации "На арене", "Шаг вперёд", "Поддержка группы" и "В ожидании". На следующем занятии мы узнаём, кто набрал больше голосов. Чем больше ребята знакомятся друг с другом, тем чаще в круге звучат эмоции.

В этот раз мы смогли обсудить не только темы, касающиеся интересов, но и поговорили о том, что происходит между нами в группе. Напряжение конструктивно перешло в озвучивание того, кому и что неприятно. Ребята справились, и появилось ощущение, что можно доверить друг другу немного больше информации о себе. Вслед за этим участники впервые стали делиться тем, как складываются их отношения в школе: какой опыт преодоления трудностей есть у каждого, как у них складывается общение сейчас. В итоге мы добавили тему "школа" в наш лист тем, потому что у многих ребят есть желание и дальше делиться своими мыслями и чувствами на этот счет. Во второй половине занятия участники импровизировали и создавали свои сценки общения по мотивам известных мемов. Сценки получились весёлыми и дали возможность участникам показать себя с новой стороны.



[Image File], Фотография (photo)
Filename: o_i_e_4.jpg;
Filepath: ./images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_4.jpg;
Filepath: /images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_4.jpg;
Size: 35235
Extension: jpg
720 960
4 занятие

4 занятие

В начале встречи мы объявили результаты обратной связи по 4 номинациям. Ребята узнали, как их видят другие участники - чьей включённости не хватает, а кто сделал шаг навстречу группе; кто привлекает к себе много внимания, а кто оказывает поддержку. Зная, как твоё поведение выглядит со стороны, понимаешь, что хочется изменить во взаимодействии с группой. Большой успех в том, что двое участников группы озвучили свое намерение проявить себя на группе иным образом. На эту встречу была выбрана более личная тема из предложенных - школа и отношения с одноклассниками. На группе появилась возможность обсудить свой личный опыт и сравнить с опытом сверстников из других школ. Мы сделали это в театральном формате. Половина участников набралась смелости и выступила в роли режиссеров автобиографического эпизода, через который они пробовали передать суть своих отношений в классе: со всеми трудностями и радостями этого процесса.

Режиссеры объясняли, как актёрам себя вести, как двигаться, что говорить, какую эмоцию выражать, а актёры разыгрывали его постановку. Работали в двух группах, каждая успела представить по 2 сценки. Зрители внимательно смотрели и пробовали проанализировать, что легко, а что трудно в общении главному герою этого сюжета. Мы начали сравнивать точку зрения авторов и то, как это увидели ребята со стороны, так что в следующий раз планируем закончить эту часть. Таким образом, мы постепенно двигаемся к тому, чтобы у участников появился собственный запрос: что именно каждый из подростков хочет изменить в своем привычном общении с людьми?



[Image File], Фотография (photo)
Filename: o_i_e_5.jpg;
Filepath: ./images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_5.jpg;
Filepath: /images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_5.jpg;
Size: 39617
Extension: jpg
720 960
5 занятие

5 занятие

Прошла пятая встреча, а значит, пройдена половина курса. Поэтому хочется отметить некоторые результаты, появившиеся в течении всех встреч, а не в рамках одного занятия. Некоторые функции, которые выполняли ведущие, постепенно передаются участникам: Отношения в группе становятся всё значимее для самих участников, поэтому, если раньше упражнение проходило по заданной инструкции и очерёдности, теперь каждый сам может выбирать, хочет он поделиться с окружающими какой-то информацией, эмоцией или впечатлением, или оставляет её при себе. У остальных тоже есть возможность выбора - промолчать или отреагировать/задать вопрос, проверив свои ощущения.

В этом случае важно, чтобы высказывания были безоценочными - в них говорилось не о том, хорош или плох человек, а о том, какие эмоции вызывает его поведение прямо сейчас. Объявление результатов голосования по номинациям перетекло в обсуждение - кто ожидал увидеть себя в номинации, а для кого это оказалось удивительным, и вообще кому в какой номинации было бы приятно или неприятно оказаться. Таким образом участник ставил себе цель - проявиться на группе определённым образом - и на следующем занятии получит обратную связь, насколько это удалось. Мы выяснили, что многим хочется быть на арене, в центре внимания всей группы, но как это сделать - не совсем понятно. Тем более, что это еще и крайне волнительно. Так что сейчас у нас в группе повышается конкуренция за внимание.

Сегодня ребята были поглощены общением: сначала делились новостями за прошедшую неделю, а потом у них была возможность по две минуты общаться с каждым из участников тет-а-тет на свободную тему или заданный вопрос: с какими людьми мне легче общаться, а с какими труднее, мой провал или смешная ситуация в общении, счастливое воспоминание об общении. Садясь напротив одного человека, хотелось говорить о личном, с другим хотелось играть, а с кем-то было трудно поддержать разговор. Среди вопросов был и такой: "Чему я хочу научиться в общении в результате группы "Общение и Эмоции". Он позволил участникам сформулировать и немного обсудить свои запросы на оставшиеся встречи. После упражнения один из участников захотел услышать, каково остальным было общаться с ним, а надо сказать, что для этого требуется определённая смелость. Завершили мы отреагированием и осознанием всей бури ощущений от общения - каждый рисовал, как он чувствовал себя в группе сегодня и какие эмоции испытывал за проведённые вместе 2 часа.



[Image File], Фотография (photo)
Filename: o_i_e_6.jpg;
Filepath: ./images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_6.jpg;
Filepath: /images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_6.jpg;
Size: 44335
Extension: jpg
720 960
6 занятие

6 занятие

Шестую встречу мы начали с приветствия и подключили одну из интересных большинству тем - телевидение. Но к настоящему моменту эта тема оказалась не такой актуальной - отношения в группе становятся более доверительными и в то же время растёт риск открыться и быть непонятым, поэтому больше хотелось говорить о том, что происходит с каждым и между нами. Чтобы участники смогли более чётко понять, что хочется попробовать на группе, мы попросили их написать три пункта в ответ на вопрос "что вам хотелось бы изменить в своём поведении". Некоторые очень личные ответы можно было отметить так, чтобы они попали на общий лист ответов как анонимные. Ребята увидят его на следующей встрече.

Всё больше участников хотят попасть в номинации, быть заметными для других, выделиться, а ведь чаще всего люди используют 1-2 привычных способа привлечения внимания. Чтобы определить, кому что свойственно, мы играли в шляпу - участник, отвернувшись, вытаскивал и зачитывал один из способов привлечь внимание, а остальные поднимали руки, если они часто используют этот приём на группе. После чего вода поворачивался и пробовал угадать, кто приписал данный способ себе. Часто мнение участника о себе и взгляд со стороны остальных совпадали. В шляпе были и конструктивные, и неконструктивные способы - "общаться как бы свысока", "отражать то, что замечаешь между участниками группы", "вызваться добровольцем в трудном задании", "кривляться, передразнивая другого", "много говорить о себе и мало интересоваться другими", "поделиться своим опытом в решении трудности"... Во время этой игры участники получали много обратной связи, как позитивной, так и негативной, и им было трудно регулировать свои эмоции.

Поэтому вторую часть занятия мы потратили на разбор тех чувств и недовольства, которые возникли на первой части. Хочется отметить решимость, с которой некоторые вслух говорили не только о веселье и интересе, а и о своём страхе и недовольстве собой. Благодаря откровенности, искренности и поддержке со стороны группы комму-то удалось открыться с новой стороны и изменить отношения с группой или с отдельным участником. В завершение занятия каждый говорил спасибо кому хотел и объяснял, за что. Каждому по крайней мере один из участников группы был за что-то благодарен. С нетерпением ждём следующей встречи - она состоится по расписанию, 25 марта в 19.00, а вот встречи 1 апреля не будет, будем отдыхать и набираться сил!



[Image File], Фотография (photo)
Filename: o_i_e_7.jpg;
Filepath: ./images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_7.jpg;
Filepath: /images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_7.jpg;
Size: 30489
Extension: jpg
720 960
7 занятие

7 занятие

Наше 7 занятие началось с радости: большинство участников пришли на группу в свой каникулярный весенний день! Все ребята сдержали свое слово, это очень приятно. Основная часть нашей встречи прошла в обсуждении вопросов доверия. В результате мы пришли к двум выводам: 1. У каждого из участников в большей или меньшей степени есть опыт переживания предательства. И чем больше такого опыта, тем страшнее становится доверять. От этого кто-то заранее ведет себя агрессивно, кто-то отстраняется от группы, а кто-то строит из себя клоуна. И любая такая стратегия служит одной цели - не сближаться с другими участниками. 2. У группы получается душевно общаться друг с другом после после прояснения и озвучивания конфликта. А без эмоционального накала ребятам слушать друг друга часто очень трудно. Очень важно сказать, что к концу занятия ребята открыли друг другу свои цели. Мы долго шли к тому, чтобы атмосфера в группе была достаточно безопасной, чтобы каждый мог признать свое слабое место в том, как он общается с людьми.



[Image File], Фотография (photo)
Filename: o_i_e_8.jpg;
Filepath: ./images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_8.jpg;
Filepath: /images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_8.jpg;
Size: 29158
Extension: jpg
720 960
8 занятие

8 занятие

Наше сегодняшнее занятие было посвящено ролям в группе. Сначала мы разобрались, какие роли бывают и какие функции несёт каждая. Пос После перерыва ребята оценивали свою работу и работу группы по 10-балльной шкале, отвечая на вопросы:

1. Моя включённость в задание

2. Насколько мне удалось соответствовать выбранной роли

3. Удовлетворённость результатом группы.



[Image File], Фотография (photo)
Filename: o_i_e_9.jpg;
Filepath: ./images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_9.jpg;
Filepath: /images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_9.jpg;
Size: 39212
Extension: jpg
960 720
9 занятие

9 занятие

На занятии мы создавали список самых "зубодробительных", то есть сложных в общении ситуаций. Каждый из ребят написал свой пример, а потом у нас прошло голосование, какая ситуация сколько суммарно набирает баллов сложности. Оказалось, что в тройке лидеров значится пример, когда предстоит парная работа с человеком, в отношениях с которым есть напряжение. 
В качестве разрешения мы попробовали такой формат, когда каждый участник пишет нескольким ребятам анонимную обратную связь: мне легко/легче с тобой общаться, когда ты... и мне трудно/труднее с тобой общаться, когда ты... 
Как сами ребята заметили, очень важно было здесь написать так, чтобы другому было, во-первых, понятно, а во-вторых, не обидно. А это требует больших усилий: описать поведение человека без оценок. Очень радостно, что каждый из участников смог с справиться с этой задачей! Дальше нам предстояло волнительное чтение того, что же написали другие. И это второй вызов: принять обратную связь и смочь посмотреть на себя со стороны. Ребятам огромная благодарность за этот труд! 



[Image File], Фотография (photo)
Filename: o_i_e_10.jpg;
Filepath: ./images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_10.jpg;
Filepath: /images/cms/data/obwenie_i_emocii_1213/o_i_e_10.jpg;
Size: 30705
Extension: jpg
810 1080
10 занятие

10 занятие

Состоялась завершающая встреча группы "Общение и Эмоции". В прошлый раз мы предложили ребятам придумать и провести часть заключительной встречи без помощи ведущих. Голосование за самые удачные варианты состоялось, задачи были распределены, и ведущим оставалось наблюдать, как сегодня группа будет регулировать деятельность, время и взаимодействие. И мы были приятно удивлены! К началу занятия зал выглядел как поле боя с защитными стенами для каждой команды и набором боеприпасов - ребята пришли пораньше и организовали игру, которую запланировали в прошлый раз.

Кроме командной стрельбы было запланировано чаепитие с вкусняшками на разрисованной скатерти, обсуждение интересных вопросов, список которых также составил один из участников, а завершилась подготовленная группой половина занятия рэп-баттлом. Каждый ответственно отнёсся к своей обязанности по подготовке, и в итоге ребятам удалось качественно организоваться и провести время тепло и насыщенно.

После перерыва мы делились впечатлениями от группы, представляя их в виде литературных жанров. Для кого-то пребывание на встречах воспринималось как боевик, в котором нужно силой отстоять свою правоту, для некоторых группа оказалось романом, где приходилось преодолевать препятствия, чтобы сохранить или поменять отношения. Некоторые оценили группу взглядом со стороны как комедийный жанр, но оказалось, что внутри самого человека могла происходить борьба со своими чувствами и глубокая, хотя и не всегда заметная снаружи, внутренняя работа. Было приятно обсудить изменения, которые произошли с каждым в течение этих десяти встреч. Хочется поблагодарить ребят за совместную работу!




м. Чернышевская,
ул. Восстания, дом 30